Техника - молодёжи 1969-07, страница 12

Техника - молодёжи 1969-07, страница 12

екая система письменности со времен создания финикийского звукового алфавита — не рисуночна, а фонетична Каждому звуку соответствует свой символ, своя буква. Сканируя буквенный текст, человек непроизвольно старается воспроизвести соответствующий звукоряд. Читая, он скорее слышит, чем видит. Некоторые шевелят губами, направляя считываемую информацию не по зрительным, а по слуховым каналам. Другие повторяют текст внутренней речью и опять же используют аппаратуру слуха. «Фонетизация» накладывает границу на скорость чтения — она в таком случае не превышает 120—150 слов в минуту.

Установлено, что пропускная способность слухового канала приема, передачи и переработки информации по крайней мере в десять тысяч раз меньше, чем пропускная способность канала зрительного. Конечно, в процессе реального чтения участвуют и глаза и уши. Но каждый учится согласовывать функции обоих каналов по-своему. У одних скорость чтения больше, у других меньше. В школах, увы, не тренируют искусству глазного чтения.

Несколько практических советов самоучкам, желающим овладеть навыками быстрого чтения. Мучительно трудно бывает преодолеть «звуковой барьер». Только воля и терпение помогут избавиться от самого главного порока — «вокализации» букв во внутренней речи. Но все равно «сверхзвуковой» скорости достичь не удастся, если не воспользоваться вспомогательными приемами.

Вот перед вами колонка текста. Ваши глаза при примитивном — «буквалистском» — чтении следуют слева направо до конца строчки, затем бесполезно тратят время на перескок справа налево, к началу следующей строки, и так далее. Если вы опытный читатель и ваши глаза, как говорится, набиты, то схватываются не буквы и слоги, а слова. Чтение убыстряется, но не до предела.

Опыты показывают, что человеческий глаз, если «звуковой барьер» преодолен, с такой же эффективностью усваивает содержание строки при чтении «наоборот» — справа налево, как и прн нормальном чтении слева направо.

Нацельте ваши глаза не на отдельные буквы, а на всю колонку, расширьте поле зрения. Цель вполне достижима — схватывать не слова, а фразы и целые абзацы, в идеале — даже целые страницы. Взгляд скользит, слегка блуждая из стороны в сторону, по центру колонки сверху вниз. Слуховой канал отключен, а зрительный соединен с преобразователями и усилителями информации. Ум напряженно загружен считыванием и

расшифровкой и не отв\екается ни на что внешнее. Быстрее читается, крепче запоминается.

7

Быстрое чтение и мгновенное зрительное запоминание очень ценно порой в бою или в космическом полете. Недаром во время второй мировой войны были организованы специализированные центры и появились технические приспособления для усовершенствования зрительного восприятия. Разведчик должен удержать в уме массу сведений, связист — оперативно считывать информацию. Нужда обязывала, старые методы неторопливого заучивания здесь не годились.

Задача решалась в лоб, наблюдательность и быстроту оттачивали «по Павлову». На экране со все меньшей и меньшей выдержкой показывались сначала карты н чертежи, затем тексты. Постепенно, методом повторения, внедрялась привычка «полета сквозь массив данных». Результаты были поразительными. Ничем не выдающиеся люди, попав волею судьбы в разведшколу и добросовестно пройдя курс «скорочтения», за несколько секунд не только успевали прочитать машинописную страницу, но почти дословно и «до цифры» воспроизводили ее потом.

8

Окончилась война. Деловые люди увидели в «скорочтении» выгодный бизнес. Быстрое чтение жизненно необходимо многим в наш век экспоненциального роста печатной информации — политикам, администраторам, ученым, журналистам, инженерам, студентам. За рубежом, особенно в США, возникли институты и курсы «динамического чтения». Их закончили уже сотни тысяч человек.

Пожалуй, наибольшую известность приобрела методика Эвелины Вуд. Однажды, будучи еще студенткой, она стала свидетелем необычайно быстрого просмотра текста. Профессор К. Лис, консультировавший ее, шутки ради демонстрировал осмысленное чтение со скоростью 6000 слов в минуту. Как правило, беглая скорость — 150—300 слов в минуту. Пораженная Эвелина Вуд решила исследовать механизм «скорочтения» на примере самоучек, обладавших феноменальным темпом. Oiia использовала также технические приемы, применявшиеся в разведшколах. Родилась система, освоение которой дает возможность каждому читать значитель

но быстрее н лучше воспринимать прочитанное. К настоящему времени отделения Института динамического чтения, основанного Вуд, существуют более чем в 200 городах США.

Результаты весьма обнадеживают. Стандартный курс обучения состоит из восьми полуторачасовых уроков (плюс выполнение домашних заданий и контрольные работы) и продолжается два месяца. За этот срок скорость чтения увеличивается, скажем, с 300 слов в минуту до 1500, а легковесные тексты теперь проглатываются с быстротой до 10—12 тысяч в минуту.

В обычной книжной странице 300— 400 слов. На нее в среднем уходит больше минуты. Институт гарантирует, что после прохождения курса затраты времени резко упадут — до 10 секунд. Если же читать со скоростью 6000 слов в минуту, то на каждую страницу уйдет по три секунды. Представьте, вам достался увлекательный детектив толщиной в 600 страниц, и вы включили темп 12 тыс. слов в минуту. Пройдет четверть часа, и книга прочитана. Ее сюжет, действующие лица, пейзаж — все жнво запечатлеется в памяти. Единственная проблема — перелистывать страницы. Быстрее прочитать, чем перелистнуть!

9

Чудеса, этого не может быть, — скажете вы. Мол, такая гиперзвуковая скорость — чистая фантастика.

Между тем история зафиксировала несколько авторитетных имен, которые наряду с прочим поражали современников невероятной быстротой чтения. Французы ставят в пример Жан-Жака Руссо, Наполеона и Бальзака, американцы хвалятся своими президентами Теодором Рузвельтом и Джоном Кеннеди, в России умели быстро читать Пушкин, Чернышевский и Ленин.

Достоверно известно, что темп Наполеона — 2000 слов в минуту. Бальзак читал вдвое быстрее — роман Достоевского «Идиот» он осилил бы за полчаса.

Теодор Рузвельт любил ставить рекорды. Однажды он за час прочел три романа и подробно пересказал их содержание. Кеннеди прекрасно знал текущую прессу, потому что просматривал ее со скоростью до 2000 слов в минуту. С легкой руки Кеннеди быстрое чтение вошло в моду среди государственных мужей США. Некоторые сенаторы выдвигают сейчас предложения внедрять его в начальных и средних школах.

И наконец, живое свидетельство очевидца. В. Д. Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях рассказывает о Ленине: «Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумляться».

ВНИМАНИЕ: ТЫ МОЖЕШЬ ЧИТАТЬ

8