Техника - молодёжи 1969-11, страница 30

Техника - молодёжи 1969-11, страница 30

ВЛАСТИТЕЛИ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ЧУДЕС

Давайте зададимся вопросом: а зачем вообще показывают фокусы? Ради искреннего изумления и смеха при виде невероятного? Ради безуспешных попыток разгадать замысловатый трюк? Ради рожденного бессилием решения приписать все некоему массовому гипнозу?..

Иллюзионное искусство выполняет важную социальную функцию: развивает воображение, вызывает восхищение и гордость перед всемогуществом человека, преодолевающего законы природы и хоть на миг делающего невозможное возможным. Тот, кто, видя фокусы, удивляется фантастическому, сможет удивляться и реальному — тем подлинным чудесам природы и искусства, которые обступают нас со всех сторон. Иллюзии — лучшее лекарство от окостенения в унылом. плоском всезнайстве.

Однако существуют и антихудожественные жанры иллюзионного искусства, приносящие ощутимый вред. Таковы, в частности, «чудеса», воспитывающие в зрителях жестокость, приучающие равнодушно или даже с удовольствием смотреть на •сякого рода мучительства, хоть они и иллюзорны. Подобные трюни получили небывалое развитие на эстрадах капиталистического мира.

Американский иллюзионист Гораций Гольдин изобрел аттракцион «распиливание девушки». Циркулярной моторной пилон он «разрезал» надвое свою ассистентку, уложенную в деревянный футляр, откуда торчали с одной стороны голова и руки, а с другой — ноги. На самом деле в футляре были две ассистентки. А последователь Гольдина, недавно умерший западногерманский иллюзионист Каланаг (Гельмут Шреибер), распиливал ассистентку уже не на две. а на три части и демонстрировал «окровавленное» туловище ошарашенным зрителям. Затем он «сращивал плоть».

Да, сегодня иллюзионисты сплошь и рядом ложатся под грузовики, прошивают большой иглой собственную руку в перчатке, глотают огонь, прижигают свое тело и проделывают все то, что увидел Л. Рондьер на Всемирном съезде факиров. Там протыкали себя шпагами, там распинали «стра

дальцев» на кресте, приколачивали гвоздями и доске собственный язык и т. д. И все это взаправду, всерьез, без обмана. Ибо способность человека к приспособлению почти безгранична. К примерам, приводимым в антологии, можно добавить другие, не менее разительные. Так, японский маг Фудзита Сэйдзи в 1963 году демонстрировал такую «операцию»: он левой рукой последовательно «вынимал» из суставов сперва пальцы, затем локоть и плечо правой. Затем придавал этой руке любые, совершенно противоестественные положения. Таким способом высвобождаются из наручников и кандалов, пролезают в самые узкие отверстия.

Родоначальник этого странного жанра иллюзионного искусства американский артист Гарри Гудини (Эрих Вейс, 1874— 1926). Он вскрывал самые хитрые замки и мгновенно высвобождался из любых пут, смирительных рубашек, оков, цепей, сундуков, мешков и металлических контейнеров, запертых, завязанных, запечатанных снаружи. Он даже «проходил сквозь стены».

Трюки, впервые показанные Гарри Гудини (а некоторые из них после него не мог повторить никто), очень остроумны по замыслу. Ради рекламы Гудини прыгнул в Темзу с моста в наручниках, к тому же завязанный в мешок, и выплыл свободным на глазах у многих сотен зевак и целой толпы журналистов. Запертый голым в камере вашингтонской тюрьмы, он через три минуты вышел наружу, открыл две соседние одиночные камеры, поменял местами находившихся там заключенных, проник в третью камеру, где была его одежда, и вскоре явился в караульное помещение.

Секрет был прост: Гудини имел при себе набор крючков и складных отмычек. Еще в детстве факир-шпагоглотатель научил его прятать гибкие стальные стержни в пищеводе, вытаскивая их лотом за нитку, привязанную к зубу. В его реквизите были бутафорские замки, веревки с незаметным разрезом, скрепленным плательной кнопкой, цепи с одним из звеньев, растягивающимся на пружине, и тому подобное. Благодаря длительной тренировке суставы артиста отличались невероятной гибкостью. Вслед за Гудини на эстраду ринулась целая лавина подражателей.

Если факиры приучают зрителей к мысли, что убить или искалечить человека легко и приятно, то зти «специалисты» романтизируют преступления, показывают, что воровать и взламывать замки — занятие интересное, а главное — безнаказанное: куда бы ни заперли вора, как бы его ни заковывали, он все равно выйдет на свободу. Подобные трюки, демонстрируемые на сцене, становятся для многих легковерных люден причиной жизненных драм и трагедий.

Как видим, и в иллюзионном искусстве существуют свои противоречия, свои победы и поражения. Воскликнем же вместе с мудрым сказочником: «Да увидим веселое и беспечное лицо Чуда! Да будут волшебства и чудеса!»

М. ТРИВАС

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

1. ТОПОР ОСТРЕЕ, МОТОР БЫСТРЕЕ

Орудия современного лесоруба быстро совершенствуются. Не отстает и техника для транспортировки леса к потребителю. На вооружении заготовителей — мощные трелевочные тракторы, приспособленные для движения по пересеченной местности, вертолеты. А недавно появилось «летающее крыло» — нечто среднее между дирижаблем и воздушным змеем. Это гигантский баллон, поднимающий в воздух стволы деревьев (см. 2-ю стр. обложки), «Хлысты» весом до 10 т совершают плавное путешествие на высоте 150 м. Хотя воздушный лесовоз может работать только при спокойной погоде, он все же обходится почти вдвое дешевле других трелевочных средств.

2. ИЩИ ВЕТРА В П0Л£, А МЕБЕЛЬ В КОРИДОРЕ

Если дополнить популярную пословицу этим замечанием о мебели, то она довольно точно передаст необычную ситуацию: хозяин квартиры решил освободить помещение для ремонта и сложил софу, диван, журнальный столик и кресла... на полу в коридоре. Предварительно он лишь

выпустил из них воздух. Эта операция, как и вселение в отремонтированную квартиру, занимает несколько минут. Надувная мебель из виниловой пленки, столь удобная при транспортировке, к тому же отвечает всем требованиям пожарной безопасности, выделяется новизной формы и разнообразием расцветки. Правда, даже небольшая дырочка в пленке толщиной 0,4 мм полностью лишает вас кресла или дивана. Чтобы избежать этого, в комплект входит небольшая «аптечка» с нехитрым инструментарием для быстрого ремонта.

3. ЧЕМПИОНЫ ОГНЕННЫХ БАТАЛИЙ

Беспощадная стихия огня особенно опасна в местах хранения леса, бензина, нефтепродуктов. Обычные средства противопожарной техники там могут оказаться бессильными. И тогда в битву со стеной пламени вступают танки. Снабженные тепловой изоляцией и запасами воды, знаменитые «тридцатьчетверки» могут ринуться в любой огненный шквал. Снимок нашего фотокорреспондента, помещенный на 2-й странице обложки, запечатлел - один из драматических моментов противоборства танковой команды с огнем на лесо-складе.

4. ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!..

Тому, кто испытал на себе действие прибора, который вы видите на фото, сама процедура кажется не такой уж страшной. Больной диабетом обходится без помощи медсестры. Так и удобнее, и времени зря не тратишь. Есть у шприца, изобретенного Иштваном Варсели и Ене Вертетитем, и другие ценные достоинства. Прибор автоматически набирает нужную дозу лекарства. Легко установить определенную глубину укола. Прежде чем впрыснуть лечебный раствор, можно убедиться, не попал ли в вену.

Б. ОЖИВШИЕ ЛИКИ ПРОШЛОГО

В польском городе Зако-пане живет очень увлеченный человек и очень одаренный художник — Збиг-нев Борейша. Сколько умения, упорства и таланта вкладывает он в свою работу по изучению и воссозданию ритуальных масок древних африканских племен! На 2-й странице обложки представлена лишь одна маска из его обширной коллекции.

— Мне доставляет радость популяризировать произведения народного искусства других континентов и переносить их со стен музеев в квартиры, — говорит художник. — И увлекает меня не только Необузданность художественной фантазии африканцев. Каждая маска непременно связана с каким-нибудь древ

ним магическим обрядом или заклинанием. За экзотикой и декоративностью этих обычаев часто скрывается глубокий смысл. Облачаясь в ритуальные доспехи, первобытный человек преображался и внешне и внутренне, приобщался к «душе» природы. Срубая дерево, он просил у него прощенья за то, что приносит ему смерть, и заверял, что сделает это как можно деликатнее. Нельзя сломать ветку, убить животное, птицу и даже насекомое, если в том нет необходимости. Дикарь всегда полон уважения к флоре и фауне. Многие животные у него — предметы культа. Через ритуал и маску первобытный человек поддерживал то, что современная наука называет биологическим равновесием в природе А скольким таким целесообразным действиям служила маска!

26