Техника - молодёжи 1970-02, страница 50

Техника - молодёжи 1970-02, страница 50

«Глаз образуется на свету для света, дабы внутренний свет выступил навстречу внешнему... В глазу пребывает покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри или снаружи».

Гёте

ЗРИ НАОБОРОТ

В. СКУРЛАТОВ, физик

Главка из ненаписанного детектива

Машина мчалась сквозь ночь, разбрызгивая лужи. 13-й километр. Где-то поблизости! Фары выхватили из тьмы сначала мотоцикл и милиционеров, а потом — тело, лежащее на земле. Майор Петров включил фонарик. Матово высветилось лицо погибшего.

— Неужели молнией? — высказал предположение молодой эксперт-трополог.

— Несчастный случай?.. Что-то не похоже, — с сомнением покачал головой опытный следователь.

Петров еще ниже склонился над трупом, заглянул в остекленевшие глаза.

Вдруг он резко выпрямился.

— Лейтенант, скорее! Смотрите...

В глубине черных мертвых зрачков, подсвеченных фонариком, медленно пропадало, словно заволакиваясь туманом, искаженное гримасой ярости лицо.

Не все верят, что глаз может как бы фотографировать предсмертную картину. Ведь палочки-колбочки сетчатки распадаются за несколько минут. Между тем «феномен последнего образа» многократно упоминается в книгах по физиологии. Эксперимент прост. Отделяют голову, например, собаки, а чтобы закрепить «снимок», обрабатывают глазное дно квасцами.

Что же происходит в роковое мгновение? В страхе расширяются зрачки, коротким замыканием вспыхивает воля к жизни. Самозащищаясь, организм мобилизует все резервы. В предсмертном спазме резко обостряются чувства, обнажаются скрытые способности, просвечиваются закоулки души. Вот почему издревле внимательно прислушиваются, будто к откровениям, к последним словам умирающего. А сейчас начинают изучать последние видения.

Явление спорное, твердо установленных фактов и целенаправленных опытов явно недостаточно. Нет теории- Преступники, кстати, серьезнее относятся к застывающему образу, чем иной криминалист. Недаром они

выкалывают жертвам глаза, чтобы избавиться от лишних улик.

Попробуем же разобраться, исходя из данных современной науки, способен ли глаз воспроизводить и запоминать картины, а после смерти, возможно, какой-то период «излучать» последнее впечатление. Голография под черепом

В последнее время получили распространение голографические модели зрения и памяти. Голография мало, но существенно отличается от фотографии. При киносъемке, к примеру, роль «субстрата чамяти» играет фоточувствительная пленка. Лучи от освещенного предмета, на который направлен «глаз» аппарата, засвечивают эмульсию, создают на ней отпечаток. А для голографической объемной съемки вводится единственное усовершенствование — объект должен подсвечиваться извне тем же источником, который изнутри освещает сам запоминающий фотослой.

Простейшая схема такова — лазерный луч расщепляется на два. Один — опорный и неискаженный — направляется сразу на пленку, второй отражается на нее же от предмета. Складываясь, оба луча интерферируют. Интерференционная картина, фиксируемая «клетками»-молекулами, строго соответствует образу предмета. Это не химический иероглиф, ио в то же время и не просто фотографический кадр.

Чтобы увидеть записанные образы, надо «считывать» пленку тождественным опорным лучом — только в его свете проступает воспоминание. Если на отдельной фотопластинке фиксируется один фотоснимок, то голо-снимков на ней можно уместить в принципе сколько угодно. Причем вот что поражает — в каждом осколке фотопластинки останется лишь обрывок фото, но целиком сохранится вся голограмма!

Учтем — воспоминания о прожитой жизни тоже остаются целехоньки у человека, лишенного после операции половины мозга.

Для работы нашего зрительного

канала лазерный луч совсем не обязателен. Изобретатель голографии профессор Д. Габор открыл недавно, что аналогичную картину («квазиголограмму» или «коррелограмму») можно получить при любом освещении и в любой физической системе, если только складывать и фиксировать два похожих (скоррелированных) образа.

По всей вероятности, чтобы записать под черепом и при воспоминании воспроизвести что-то вроде голограммы, надо соблюсти принцип двух лучей — внутреннего и внешнего, опорного и искаженного. Глаз должен излучать какой-то опорный сигнал, внутренний идеальный «видик».

Зрение и умозрение

Глаз часто сравнивают с радиолокатором. Чтобы разглядеть предмет, надо ощупать его взглядом. Если закрепить неподвижно глазное яблоко, парализовать глазные мышцы, — окружающий мир превратится в серое пятно, ничего не будет видно. Так слепнет радиолокатор с лучом, направленным в одну точку. Излучаю-ще-принимающий радиолокационный глаз-антенна должен непрерывно двигаться и искать цель.

Аналогия еще не исчерпана. В радиолокации, почти как в голографии, строго соблюдается принцип двух лучей — один срывается с антенны, отражается от цели и улавливается той же антенной, другой выполняет функцию опорного сигнала. Отраженный и опорный сигналы складываются, и на экран подается образ рассматриваемого предмета.

Глаз, ясное дело, не посылает светового луча и не освещает местность, он вроде бы воспринимает готовые отражения. Но психологи и специалисты по теории опознания образов обнаружили одно фундаментальнейшее обстоятельство — внешний мир станет для нас совершеннейшим серым пятном, если мы в процессе зрения вдруг перестанем вырабатывать внутренние — чисто умозрительные — опорные или эталонные картинки. По

48