Техника - молодёжи 1970-05, страница 41

Техника - молодёжи 1970-05, страница 41

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

В невообразимом переплетении мостов, дорог, путепроводов, в хаосе пространства, смятого, исковерканного скоростью, в сумятице и сутолоке движения предстает перед нашим взором картина художника Ю. Глущенко из города Кореновска. Она напоминает микроклетку, молекулу, частицу будущего, до отказа забитую сталью, бетоном и стеклом. Это картина-шарж. Картина-предостере-женье. Живописец умышленно заполнил полотно скопищем машин, торжеством рационального механического начала. Ибо уже теперь во многих капиталистических странах властвует все и вся разрушающий Его Величество Механизм. «Памяти 1 700 ООО американцев, погибших ни за грош». Эти слова высечены на постаменте одного из самых уникальных памятников в мире — памятника жертвам автомобильных катастроф. Нелишне напомнить, что во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за минувшие 100 лет, погибло 638 000 человек. Какие уроки вынесла западная цивилизация из сопоставления этих печальных цифр? Никеких. Города-спруты, города-колоссы выпускают все новые смертоносные щупальца дорог, все новые и новые армады колесных чудищ отравляют атмосферу.

Что можно противопоставить железной скрежещущей поступи бездушных механизмов? Прежде всего заботу о совершенствовании самих форм движения.

Человек начинает вторгаться в недра морей и океанов. Вот где воистину неисчерпаемые транспортные возможности! Нырнул глубоководный пассажирский корабль у берегов Камчатки — выныривает средь коралловых зарослей Полинезии или близ Берега Слоновой Кости. Над океаном беснуются шквалы и тайфуны, исполинские волны швыряют как щепку тысячетонные суда — а в сумеречных глубинах все спокойно, безмолвно. Толщи океанских вод можно уподобить тысячеярусным земным тоннелям и эстакадам без опор и несущих конструкций. Это всего лишь одна из заманчивых перспектив недалекого будущего. Но и она — свидетельство тому, что земной шар вовсе не обязательно превращать в этакую громыхающую конструкцию, где шум лесов, плеск морей, крики птиц заглушены лязгом содрогающихся механизмов.

А как быть с извечным людским стремлением уподобиться птицам, победить воздушное пространство? Только ли с помощью ревущих реактивных лайнеров, рокочущих поршневых самолетов, стрекочущих вертолетов? Не только. Овладеть силами гравитации, незримо пронизывающими все сущее во вселенной, — вот притягательная, хотя и трудноразрешимая задача. Гравилеты — одну из таких машин изобразил наш читатель А. Климов из Усть-Каменогорской области — неизмеримо расширят горизонт возможностей движения человека-творца. И поистине оправдается название одного из романов великого фантаста Герберта Уэллса: люди станут как боги.

Н е просто обнаружить корабль противника, найти его на широких просторах ~ Балтийского моря Еще труднее успешно атаковать. Надо иметь сильную волю, чтобы лететь навстречу черным шапкам разрывов шрапнели, пока торпеда не отделилась от самолета и не пошла на цель.

Правда, бывало и так, что самолет подходил внезапно. Не успевали на корабле сыграть боевую тревогу, а торпеда уже пропорола транспорт, и он в огне, клубах дыма погружался на дно. Но это считалось редким везением.

Обычно несколько ночных часов самолеты-торпедо-носцы охотились в море. К утру один за другим появлялись над аэродромом и просили «добро» на посадку.

В такие часы командный пункт полка был наполнен шумом молодых голосов. Часами летчики могли рассказывать друг другу, как выходили в атаку, как маневрировали и прорывались сквозь зенитный огонь. Командир полка Герой Советского Союза майор Иван Иванович Борзов и начальник штаба устраивали каждому экипажу «допрос с пристрастием», требовали фотоснимки.

Ведь случалось: пустят на дно самоходную баржу, а кому-то показалось, что это броненосец береговой обороны. На другое утро летят, а он живехонек, встречает наших ураганным огнем. Притом никого в очковтирательстве не обвинишь-. Просто в горячке боя трудно разобраться. Пришлось завести «бюрократический» порядок — после боя представь документ. Если нет снимка — потопление считается неподтвержденным.

И я, сохранив эти фотографии, представляю их вам, дорогие читатели, как подтверждение эффективности ударов балтийских бомбардировщиков, штурмовиков, торпедоносцев.