Техника - молодёжи 1970-07, страница 14

Техника - молодёжи 1970-07, страница 14

Окончание статьи «Самотлорский самородок»

Ценные мысли высказывает Юрий Пермикин. Он считает, что внедрение автоматизации, блочных методов строительства, НОТ и прогрессивной технологии позволяет резко сократить потребности в рабочей силе. Будущее — за автоматизированными промыслами. Таковой уже действует неподалеку, в Урае. С помощью пульта «Кентавр», на который поступают необходимые данные, один оператор регулирует работу многочисленных скважин и агрегатов.

Надо ли строить на Севере громадные нефтеграды, тянуть к ним железнодорожные ветки? Геологи открыли нефть, буровики добрались до нее, монтажники обустроили промысел, подсоединили его к магистральному нефтепроводу, и эксплуатационщикам остается лишь следить, чтобы все было в порядке. Вот и выходит, лишние руки ни к чему. В том же Кувейте нет стотысячных городов. Вспомним, в поволжских нефтяных городах рабочих рук сейчас больше, чем требуется. Как бы аналогичные трудности не возникли через двадцать-тридцать лет и в Приобье.

Прогноз обоснован, но пока что Самотлору нужны люди, мастера своего дела, — монтажники, буровики. В этом году по комсомольским путевкам приезжает почти полторы тысячи человек. Райком комсомола открыл для них Школу нефтяных знаний под девизом «Учись искать, добывать, строить, хозяйствовать». В ней молодой нефтяник приобретает сразу две профессии.

Рвутся в небо огненные факелы. Красиво, но обидно, как много ценнейшего топлива развеивается ветром. Из каждого кубометра добываемой нефти выделяется 50—60 куб. м легких газовых фракций — сливок! В прошлом году Тюменская область дала стране 21,7 млн. т «черного золота». Но при этом «золота голубого» было потеряно полтора миллиона тонн. Как бы научиться улавливать и использовать «летучие отходы» нефтедобычи.

Рев авиамоторов раздается с самотлорских буровых. Двигатели, снятые с самолетов, работают на попутном газе и вырабатывают электроэнергию. А рядом все горит факел — слишком много «отходов», некуда девать.

Юрий Пермикин предлагает: пусть молодые специалисты и студенческие КБ проводят конкурсы на лучшие проекты утилизации даровых богатств. Самому ему кажется, что выгоднее всего газ сжижать и жидким гнать по трубам. Он опять берет карандаш и подсчитывает экономическую эффективность. Втрое-вчетверо уменьшается диаметр газопровода, тем самым удается сберечь тысячи тонн металла. С лихвой окупаются расходы на сжижение. Игра, по-видимому, стоит свеч, идея интересная.

Тюменская земля расположена в центре страны. Вскоре она займет одно из центральных мест и в экономической жизни нашей Родины. А ведь всего десять лет назад казалось, что эти тянущиеся на тысячи километров однообразные болота, перелески, озера хозяйственно почти бесперспективны.

И вдруг — открыт подземный нефтяной океан!

Со времен Древнего Новгорода русские считали Приобье своим, отправляли в далекий край торговые и военные экспедиции — Ф. Курбского в 1483 году, Ермака в 1580 году. В начале XVII века рядом с нынешним Тазовским на несколько десятилетий расцвела «Мангазея златокипящая» (см. ТМ, 1969, № 8). Но первопроходцы и их последователи долго не задерживались здесь, норовили укорениться поюжнее, поуютнее. Теперь захолустью конец.

Комсомолия приходит на Самотлор уверенно, как хозяин будущего, приходит навсегда.

Немногим более десяти лет назад специалисты-автомобилестроители провели уникальную работу по восстановлению драгоценной реликвии. О реставрации автомобиля В. И. Ленина рассказывает инженер Сергей Васильевич ГЛАЗУНОВ, руководивший в те годы лабораторией завода имени И. А. Лихачева.

ности вместе с Ярославским шинным заводом изготовил копии подлинной «резины».

Наконец, первая обкатка шасси. Устанавливается кузов, обойщики «доводят» тент, для которого щелковская фабрика «Техноткань» выделала тен-клот черного цвета.

9 декабря исторический автомобиль вышел из ворот экспериментального цеха. . Быть может, не впервые машина проезжает по заводскому двору — здесь в 1918 году, в июне, выступал Ильич.

Выписан пропуск, и «роллс-ройс» покидает завод, где он начал вторую жизнь. Впереди последний рейс по Москве и вечная стоянка в Музее В. И. Ленина.

11