Техника - молодёжи 1970-09, страница 38

Техника - молодёжи 1970-09, страница 38

сить из головы, как вдруг совсем неожиданно она вновь воскресла во всех самых мельчайших подробностях.

Из очередной экспедиции в Аджарию возвратилась шумная ватага моих аспирантов. Они наперебой рассказывали о стариках, которым по сто, сто двадцать и даже сто пятьдесят лет.

— Но самая любопытная история произошла в одном ауле, километрах в сорока к востоку от Батуми! Представляете, приходим с рюкзаками, в коротких штанах, с палками, а на нас никто не обращает внимания. Даже ребятишки! Такого еще никогда не бывало. Не аул, а потревоженный людской муравейник. Мужчины а одном краю базарной площади, женщины — на другом. И все говорят, говорят, кричат, размахивают руками и так далее. Выясняем, в чем дело. Оказывается, ничего необычного. «У тетушки Валии откуда-то взялся ребенок». — «Ну и что здесь удивительного?» — «Тетушке сто восемнадцать лет». — «А где тетушка Валия живет?» — «Вон в том доме, но она никого не принимает». Мы — к дому. Двери на запоре. Стучим. Показывается старуха. Сразу видим — слепая. «Как здоровье бабушка?» — «Уходите прочь! Вы разбудите ребенка!» — «Но мы, сами знаете, не из тех». Представляемся. Академия наук и так далее. Специалисты. Врачи. «Ах, врачи? Тогда заходите. Мне нужен врач». Заходим. В постельке хныкает ма лыш, около годика; может, чуть-чуть побольше. «Славный малыш, — говорим, — давно родился?» — «Нет, он пришел». — «Как так — пришел?» — «Ножками. Только вот хромает. Ножку в горах сломал». Осматриваем. Действительно, ножка сломана. Кладем гипс. Повторяем вопрос, теперь более строго. «Давно родился?» — «Пришел, говорю я вам». — «Значит, он вам чужой, тетушка Валия?» — «Нет, не чужой. Это мой сын». Чокнутая старуха! Как мы ни бились, твердит: «Пришел, и это мой сын...» Вот так история!

— А она не называла малыша по имени?

— Называла.

— Как?

— Каро. Кажется, Каро...

...У меня на рабочем столе в институте геронтологии стоит небольшая прозрачная коробочка. На белоснежной салфетке покоится кусочек сухого желтого дерева, и под ним надпись: «Смешной баобаб».

Конечно, это, может быть, и не тот баобаб, а маленький Каро у тетушки Валии, может быть, совсем другой Каро .

К CGAHQ,Y

Загипнотизированные

ДИАМЕТР СОЛНЦА 1.390000 к»

Небесные чудища

в начале нынешнего года астрономы зафиксировали очередную комету, приближающуюся к Солнцу. Ее по имени первооткрывателя назвали кометой Беннета. На первый взгляд в ней не было ничего особенного. Решили все-таки подробнее изучить гостью, используя американский орбитальный геофизический спутник ОГО-5. На борту его французский профессор Жак Бламон установил электронный «глаз», чувствительный к далеким ультрафиолетовым лучам, которые полностью поглощаются атмосферой. Этот «глаз» нацелился на светлое пятнышко и увидел, что хвостатое небесное тело обволакивается огромнейшим водородным облаком протяженностью в 12—15 млн. км. Другими словами, внутри кометы Беннета уместится более тысячи Солнц.

Откуда у кометы такая неожиданно мощная атмосфера? Словно в ее ядре скрыт неиссякаемый колодец в бездну, жерло газового вулкана, который бурно выбрасывает вещество вблизи других крупных небесных тел Не потому ли древние так боялись комет и считали их исчадиями ада вестниками и носителями катастроф Это, наверное не просто смерзшиеся глыбы, постепенно испаряющиеся в солнечных лучах Иначе легко улетучивающийся водород давно . бы растаял и рассеялся в космосе Все дело, думается, в активности сметных «сопл». Они могут, например, взрываться или же всасывать все встречаю-щееся на пути. Разбушевавшаяся комета, по описаниям хроник, простирается на полнеба, господствует в мире светил Отраженная, она отходит на периферию системы и, набравшись сил, снова бросается на приступ. После открытия колоссального водородного тела у кометы Беннета совсем недавние представления о третьесортности хвостатых чудищ кажутся несколько наивными

(«Сайенс джорнел» (Англия), 1970» № 6)

кванты

О любопытных наблюдениях сообщают сотрудники американской фирмы «Боинг»v руководимые д-ром Гельмутом Шмидтом. По их мнению, человек волевым усилием может подправлять движение элементарных частиц. Например, если на пути одиночных фотонов поставить полупрозрачное зеркало, то фотон или отразится от него, или пройдет насквозь: шансы строго пополам. Но, как утверждается, если настойчиво «внушать» каждому кванту команду «вперед», он словно гипнотизируется и пролетает через полупроницаемый экран вопреки всем законам вероятности. Из ста «гипнотизируемых» волн-корпускул могут достигнуть счетчика уже не 50, а 60.

В экспериментах участвовали десятки людей. Использовалось оборудование научно-исследовательского центра в Сиэтле. Самый простой опыт — с радиоактивным распадом строн-ция-90. При каждом спонтанном разрушении стронциевого атома испускался электрон — с равной вероятностью в любой момент и в любую сторону. В регистрирующую трубку Гейгера — Мюллера он попадал через быстро вращающийся экран с четырьмя отверстиями, то есть по четырем равновероятным путям. Требовалось мысленно и желательно бессловесно «приказать» электрону, чтобы он следовал в счетчик по какой-то определенной дороге. Аппаратура включалась только тогда, когда человек сосредоточивался для внушения и нажимал контрольную кнопку, соответствующую тому или иному из четырех каналов измерения.

Электронно-вычислительная машина обрабатывала данные, сравнивала их со статистически ожидаемыми и со средними «невнушенными», Каждый раз, судя по отчету Г. Шмидта, больше частиц попадало в тот счетчик, который выбирался мысленным решением! Однако подчеркивается, что разные люди заметно отличаются друг от друга по силе с оей «влиятельности» на микропроцессы.

В истории науки известно немало совершенно неожиданных и поразительных открытий, как подлинных (вроде рентгеновых лучей), так и мнимых (вспомним пресловутые N-лу-чи Блондло). Сенсация сенсации рознь. А опыты Шмидта? Что это — сенсационная удача, сравнимая с открытием Рентгена, или очередное нашумевшее заблуждение типа Блондло? Время покажет

(«Нью сайентист» (Англия), 1969, т. 44, No 671; 1969, т. 44, № 674)

36