Техника - молодёжи 1970-10, страница 66

Техника - молодёжи 1970-10, страница 66

Академик С. П. КОРОЛЕВ. Автор П. Т. АСТАШЕНКОВ. М., изд-во «Машиностроение», 1969.

Р1 Во все времена историки, стремясь стать выше простых хроникеров, употребляли все усилия, чтобы показать не только последовательность, но и связь событий, которые они описывали», — заметил в одном из своих трудов известный английский историк Эдуард Тейлор.

Историю делают люди, и потому жизнь самых выдающихся из них— непреходящая тема произведений искусства, главным образом литературы. В массе биографических книг особое место принадлежит изданиям, посвященным деятелям науки и техники. Особое — не только оттого, что читатель знакомится с той областью знания, влияние которой мы ощущаем во всем, с чем бы мы ни сталкивались в повседневной жизни.

Книги об ученых и инженерах и по сей день пасынки в «жизнеопи-сательной» литературе. Авторами редко становятся большие писатели, громадный, но благодарный труд по восстановлению биографии чаще всего берут на себя специалисты, люди профессионально знающие область, в которой творил герой.

Одна из таких книг — «Академик С. П. Королев», выпущенная в минувшем году издательством «Машиностроение». Она обладает всеми признаками публикации подобного жанра: традиционной хронологической структурой, скрупулезным описанием деятельности Королева, подробностями личной жизни знаменитого конструктора ракетных систем. Автор — П. Асташенков, известный широкому читателю как популяризатор авиации, обобщил богатейший фактический материал и, что самое главное, «собрал» из него цельную конструкцию: книгу, в которой, кроме деятельности Сергея Павловича, обстоятельно показаны проблемы космонавтики. Всегда интересны сведения, так сказать, из первых рук. Их достаточно у П. Асташенкова. Мало того, автор щедро насытил повествование воспоминаниями тех, кого судьба свела с «СП» — именно так называли Главного его соратники.

И особенно ценны для нас детали, проясняющие лицо Королева-человека: мы встречаемся с инженером, которому Сергей Павлович прислал меховой костюм для работы на стартовой площадке, читаем письмо «СП», обращенное к 18-летней дочери, ощущаем поистине отеческую теплоту от

ношения Королева к первому космонавту.

Эти штрихи выгодно отличают книгу от мемориальных изданий. Их составители придерживаются принципа: «Пусть сухо, зато точно», забывая о разрушительном действии времени, вымывающем из памяти то, что, независимо от масштаба личности, составляет ее «человеческую характеристику».

К сожалению, воздав должное Королеву — творцу и человеку, П. Аста-шенков не рассказал о Королеве-борце. Так уж повелось в биографической литературе: герой действует, кладет все силы на борьбу с непослушными машинами, идеями, формулами, стоически переносит неудачи, заражает своей уверенностью коллег... И это все, хотя, как известно, в жизни любого человека, а тем более такого, как «СП», достаточно сражений с людьми за свою идею. Не с ретроградами, забывшими, что такое наука,— с учеными, которые привыкли верить строгим доказательствам, расчетам, фактам. Новому неизбежно приходится преодолевать сопротивление старого, и консерватизм в непрекращающейся эстафете прогресса играет порой положительную роль. Он как бы оселок, на нем оттачивается безукоризненность аксиом, неопровержимость доводов. И трудно поверить, что космонавтика — к ее фантастическим успехам мы как-то уже привыкли — несколько десятилетий назад развивалась в тепличных условиях, под хор одобрительных голосов. В этом смысле автор новой книги о Королеве остался на позициях хроникера, отразившего лишь последовательность событий, а не их связь.

Прошло немногим более четырех лет с тех пор, как имя Главного конструктора стало известно всему миру.

Срок слишком мал, чтобы досконально изучить то, что успел сделать С. П. Королев, чтобы понять, насколько это важно для будущего космонавтики. Но и эта страница истории человечества будет заполнена.

И. АНДРЕЕВ

НОВЫЕ КНИГИ

Из истории астронавтики и ракетной техники. Под руководством Ф. К. Дюранта и В. В. Сокольского. М., изд-во «Наука», 1970. (АН СССР. Институт истории естествознания и техники.) Материалы XVIII Международного астронавтического конгресса (Белград, сентябрь, 1967 г.).

Эрдниев П. М.г Аналогия в математике. М., изд-во «Знание», 1970. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика. Кибернетика», № 6.)

ОБ АРХИТЕКТУРЕ, ВРЕМЕНИ

И САМОЙ длинной УЛИЦЕ

Так называется новая кинокартина, выпущенная Центральной студией научно-популярных фильмов (сценаристы Д. Полонский и В. Степанов, режиссер А. Усольцев). Короткая лента вобрала в себя многое. Авторы сумели показать пути развития советской архитектуры от первого генерального плана реконструкции Москвы, разработанного по заданию В. И. Ленина, до масштабности современной домостроительной индустрии — 20 новых городов ежегодно. Подобных масштабов строительства не знала ни одна эпоха, ни одно государство в мире.

Советская архитектура все ярче проявляет себя как искусство — главное впечатление, которое оставляет фильм. Мы видим, как изящные, оригинальные, запоминающиеся здания создаются из немногих типовых элементов. В этом убеждаешься воочию, когда на экране возникает комплекс сооружений пионерского лагеря «Артек» в Крыму.

Авторы картины не проходят мимо отрицательных сторон серийного строительства. Операторы лобывали во многих городах. Кинокамера вырывает панорамы одного, другого, третьего микрорайона — и вот дома-близнецы выстраиваются в однообразную улицу, самую длинную изо всех, какие вам пр годилось встречать.

Да, массовое распространение пятиэтажных панельных домов не придало городским пейзажам новизны и оригинальности.

Фильм осуждает и увлечение псевдоклассической архитектурой, бездумное заимствование архаических форм. Авторы остро ставят вопрос о необычайной ответственности зодчего, заставляя зрителя вспомнить слова французского философа Д. Дидро, сказанные еще в XVIII веке: «Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру — разбить, но как поступить с фасадом дворца?»

Новая картина (производства ЦСДФ — хороший подарок любителям документального -и научно-по-пулярного жанра в кинематографе.

В. осьминин, заслуженный работник культуры РСФСР

62