Техника - молодёжи 1971-01, страница 22Существует старинная притча про трех слепцов и слона. Один, дотронувшись до слона, говорит: «О, это похоже на стену». Другой потрогал ногу слона и утверждает: «Это дерево». Третий хватает слона за хвост и заявляет: «Ну что вы, это же веревка». Современные суждения о фантастике не менее разноречивы. Лично меня как писателя привлекает в фантастическом жанре возможность предсказывать события, явления, изобретения и т. д. Ни для кого не секрет, что космические путешествия, телевидение, атомная энергия, радиолокация, лазерные устройства и другие открытия сначала были предсказаны (или предугаданы) фантастикой. Впрочем, научная фантастика может не только предсказывать события, но и объяснять их. Один из моих друзей, профессор математики, занимается созданием думающих устройств. Его машины довольно близки к роботам, которые описаны у Карела Чапека. Бесспорно, все они еще примитивны. Но в них уже появляются признаки независимых существ, которые могут ходить, видеть, брать вещи, выполнять инструкции и даже давать команды. Любопытно, что универсальную программу управления профессор выработал, отталкиваясь от идей сугубо фантастических (таких, например, как «три закона роботов» А. Азимова). Или еще пример. Как-то я беседовал с профессором Фрименом Дайсоном, одним из ведущих космологов мира. Он занимается вполне реальными вопросами — исследованием полярных светил, эволюцией звезд и т. д., — оставаясь вместе с тем страстным почитателем научной фантастики. Одна из его гипотез связана с проблемами заселения околосолнечного пространства. Человечество, утверждает профессор Дайсон, не должно ограничиваться одними только планетами солнечной системы. На ор- За последнее десятилетие, буквально на наших глазах, родилось, выросло и возмужало новое направление в искусстве — жанр научно-фантастической живописи. Свидетельство тому — только что закончившийся международный конкурс «Мир завтрашнего дня». Мы не беремся утверждать, что участники Всемирного симпозиума фантастов (да, картины победителей конкурса побывали и в Японии!) благоговейно рассматривали творения художников-фантастов, воображая, чТо перед ними — шедевры наподобие «Сикстинской мадонны». Мы не утверждаем также, что все, кто воочию созерцал эти творения в Польше, Болгарии, Югославии и Советском Союзе, были поражены необычностью формальных изысков либо сумасшедшими ракурсами. Зато мы убедились в главном: людей за интересовали попытки заглянуть в будущее средствами живописи. Можно не сомневаться в том, что каждый участник конкурса «Мир завтрашнего дня», беря в руки карандаш или кисть, хотел не только сам в какой-то мере предсказать грядущее, но и помочь заглянуть в него другим. Не беда, что между работами теперь уже «маститых» А. Леонова (одна из последних картин космоназ-та «Кадр из космоса» — справа внизу), А. Соколова (его картина «Лазоревая планета» — слева вверху) и работами начинающих живописцев — дистанция огромного размера по технике и мастерству. Техника и мастерство — дело наживное. Главное в другом. И творение зрелого мастера, и первая 20
|