Техника - молодёжи 1971-01, страница 43

Техника - молодёжи 1971-01, страница 43

хватить те музыкальные сочетания, которые в состоянии, нанизавшись на цепочку заданной мелодии, выдать вам видимость нового музыкального произведения в заказанном стиле.

Но этого мало. Звук сопровождается абстрактными изображениями и переливом цветов. Думается, вторая половина волшебного зала электронного композитора осуществляется проще. Каждому ритму и каждому звуку должен соответствовать цветовой сигнал. Он-то и выдается машиной через электронно-оптические устройства на экран в зависимости от музыкального звучания двух электронных органов. А они, как говорится, способны на все.

Как известно, не технические, а социальные изменения лежат в основе перестройки старого мира. Поймут ли это талантливые ученые и инженеры, сумевшие ради прихоти посетителей выставки продемонстрировать удивительные возможности электронных машин?

Этот вопрос хочется задать именно сегодня, когда автоматика Страны Советов продемонстрировала всему миру свои поистине фантастические возможности в изучении Луны с помощью самоходных автоматов, управляемых с расстояния почти полмиллиона километров.

Взгляд мой останавливается на стеклянном балагане, окруженном толпой японских юношей. Это обычный аттракцион «Эксполенда» — веселого городка выставки.

«Электронная гадалка предскажет ваше будущее. Вы узнаете, какие капиталы вам предстоит унаследовать», — читаю я над входом. Как не зайти?..

Сотрудники в белых халатах склоняются над перфо

Электронный композитор — творческий обман или горькая правда?

рированными картами. Mnraei и шелестит электронное нутро компьютеров. Стучат рычаги самописцев. Все как у «больших». Все настоящее — электронное. Все на промышленной основе — прямо- из Компутопии... Юноши и девушки всерьез, с верой тянутся к загадочной машине, способной предсказать их завтрашний день.

Но я верю, сама жизнь этого быстро приспособившегося к кибернетике общества с ее всеобостряющи-мися противоречиями в сфере труда и капитала неотвратимо заставит понять всю неизбежность непреложного закона развития человеческого общества: на смену капитализму — не Компутопия — Коммунизм!

техницизме, и оценить давление, оказываемое научно-техническим бумом на человека и его мировоззрение. Высказывалось уже немало мыслей, как обуздать и направить эти силы нам же на пользу, мы даже кое-чего добились в законодательном порядке. Так. например, впервые за последние полтораста лет в Темзе опять начали удить рыбу — после того, нак заводам и фабрикам запретили сливать в реку отработанные химикаты. Точно так же благодаря введению «бездымных зон» воздух удалось сделать гораздо чище. Знаменитым лондонским дымам и туманам, о которых так приятно читать у Диккенса или Голсуорси, приходит конец. В недавно изданном научно-фантастическом романе Д. Дж. Коми-тона «Электрокрокодил»

идея административного регулирования растущей техники развивается еще дальше.

В нынешней Англии мы различаем в научной фантастике два основных течения. Одно из них, име

нуемое обычно «пульпой», получило свое название по той дешевой бумаге, иа которой печатались первые научно - фантастические журналы в Нью-Йорке в 1926 году. Именно этим журналам, проникшим и в Британию, обязаны были первым знакомством с научной фантастикой многие из моих сверстников. Из «пульпы» вышли писатели, обладающие сегодня мировым именем. — Роберт Хейнлейн, Айзек Азимов. Артур Кларк.

Другая струя — наша, отечественная. Своим учителем я назвал бы прежде всего Герберта Уэллса, одного из великих зачинателей всей современной научно-фантастической литературы (у истоков ее стоит, быть может, сам Шекспир). Далее Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Синклер Льюис и, наконец, автор лучших книг во всей мировой фантастике — Льюис Кэрролл, который написал две сказки об Алисе. И если все эти люди «делали» научную фантастику, то прежде всего они делали

большую литературу, а литература гораздо важнее, чем непосредственно научная фантастика.

У каждого из этих писателей свои счеты с прогрессом. Что касается меня, то мне весьма хотелось бы, чтобы человечество научилось сначала жить и как следует вести себя на Земле, прежде чем спешить осквернять другие планеты.

Мы слишком много говорим о демографическом взрыве как великой «угрозе» человечеству. На мой взгляд, проблемы прироста населения вовсе не обязательно решать за счет возможного расселения по другим планетам, за счет космоса. Надо приложить максимум усилий, чтобы укротить демографический взрыв здесь, на Земле. Но для решения такой сложной задачи одной техники мало. Необходимо развитие в первую очередь социальных наук, необходимо новое осмысление самой человеческой природы. В самом деле: кто мы такие?

Мы существа, которые

мало в чем могут быть уверены. Мы можем гордиться своими победами, но никогда не должны забывать о своих поражениях. Говоря биологически, мы, может быть, новый вид, лучшие и характернейшие черты которого еще не определились. В нас слишком еще много зверя.

Вот почему я скептик. Вот почему мне внушают бодрость и мужество прекрасные слова Уэллса: «Слишком долго мы страдали как животные: теперь мы должны страдать как люди».

Наш мир — огромный реактивный самолет. Но мы не можем быть беспомощными пассажирами. Это касается в равной мере вопросов политики и техники, достаточно прочно связанных между собой. Нынешнее человечество находится покуда еще в младенческом возрасте. Нет никакого сомнения, что развиться в прекрасное, нравственное существо оно может лишь при одном условии — будучи воспитуемо в единой семье народов.

41