Техника - молодёжи 1971-02, страница 6вырезов и пустот. Тщетно с помощью формул сопромата пытались выявлять картину распределения внутренних напряжений в теле этой детали. Задача, как говорят ученые, не имеет аналитического решения. Но пластинка сама выдает свои секреты! Она расцвечивается причудливыми оттенками, и вот в тетради экспериментатора одна за другой появляются желанные цифры. И среди них прежде всего данные о величине и месте максимальной концентрации напряжений. Радужные полосы приглашают нас в мир незримого и точно рассказывают о состоянии материала. У исследователя — шкала соответствий между характером окраски и напряжениями детали. А это как раз тот самый алфавит, из которого слагается язык эксперимента с пластинкой. Удивительно простой и изящный способ обойти математические трудности! Восхищение методом фотоупругости, — а именно о нем наш рассказ — достигает еще большей степени, когда узнаешь, что в ходе лабораторных испытаний получены данные вовсе не о маленькой детали для механизма скромных размеров, а о поведении стены высотного здания под действием ветровой нагрузки. Оказывается, пластинка всего лишь модель, и по ней определены напряжения вокруг дверных проемов и окон, а также влияние ветра на -вертикальные швы между панелями, составляющими стену здания. Простота и изящество метода оборачиваются еще и могуществом: великолепными возможностями решать задачи, которые возникают на переднем крае современного машиностроения, горного дела, строительства. Ныне перед конструкторами особенно остро ЦВЕТОМУЗЫКА Если бы человек вдруг перенесся из реального красочного мира в некое воображаемое черно-белое царство, то нелегко было бы решить, где потери оказались бы более значительными: в сфере живого восприятия, человеческих эмоций и искусства или в области техники и научного познания. Потери были бы равносильны утрате речи, ибо цвет прежде всего язык, своеобразный и гибкий, способный одинаково успешно послужить и лирику и физику. Конструкторы цветомузыналь-ных устройств легко убеждают нас, что красочная гамма может передать тончайшие оттенки мыс- В. ОРЛОВ | инженер ли композитора. Не меньшее впечатление о возможностях языка красок выносишь из лаборатории сопротивления материалов. Здесь видишь, как цвет конкурирует даже с таким мощным средством описания явлений, как математическая символика. Вот небольшую прозрачную пластинку подвергают действию поперечной нагрузки. Внутри пластинки — целая серия сложных встают проблемы расчета гигантских механизмов и колоссальных сооружений. Тут не только логарифмическая линейка, но и элек-тронновычислительная машина подчас оказывается слабым подспорьем. А метод фотоупругости все же срабатывает ибо он ориентирован прежде всего на использование моделей. Из прозрачного материала — обычно это эпоксидные или по 4 |