Техника - молодёжи 1971-08, страница 11

Техника - молодёжи 1971-08, страница 11

ОСЕВОЕ — СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ 1 , МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

.V МАГНИТНОЕ ПОЛЕ РАЗРЯДА

г\

ПРОВОДНИК ВОКРУГ РАЗРЯДНОЙ КАМЕРЫ

яму. Так родились знаменитые «палки Иоффе», а с ними и установка, на которой получена долгоживущая плазма. Одержана победа, за которую мы и удостоены премии. Правда, до создания управляемой термоядерной реакции еще очень далеко.

Вы можете спросить: так в чем же состоит достижение? Нам удалось подавить одну из самых серьезных не-устойчивостей плазмы — желобковую. Но, самое главное, оправдались наши теоретические предпосылки, и нам удалось объяснить бблыпую часть явлений, которые мы наблюдали в процессе эксперимента.

— Не ограничивают ли экспериментаторы вашу творческую свободу? Не приходится ли вам приспосабливаться к возможностям техники?

— Все зависит от того, на каком этапе находится решение проблемы. В самом начале я работаю как свободный художник, изучаю стройные идеализированные модели явления. В этот период я работаю один или в соавторстве с кем-нибудь из теоретиков. Но вот какой-то вопрос, например то же самое подавление же-лобковой неустойчивости, требует опытной проверки. Мне, разумеется, приходится считаться с реальными возможностями эксперимента. И часто модели оказываются очень далеки от того, что происходит в действительности, — приходится продолжать поиски объяснения экспериментальных фактов.

Я не могу чувствовать себя «олимпийцем», которому чужды земные проблемы. Лишь после опытного подтверждения одного из теоретических предложений я могу выдвигать следующее. Кроме того, эксперимент всегда приносит неожиданности. И это чуть ли не самое главное.

Вот только один пример. Теория предсказывала, что в магнитной ло-

Создание осевого магнитного поля — один из способов борьбы с неустойчивостью плазмы. Он соответствует введению жесткого стержня внутрь пружины.

вушке плазма должна быстро выбрасываться на стенку отдельными вытянутыми жгутиками. Но М. Иоффе и его сотрудники показали: плазма живет дольше, чем было подсчитано.

Подойдя к стенке, плазменный жгутик как бы останавливается, словно задумавшись, прежде чем покончить с собой.

Думаете, я обрадовался, когда плазма оказалась более долгоживу-щей? Нет, если данные эксперимента не совпадают с теорией, это всегда для теоретика плохо (хотя в данном случае, может быть, лучше для экспериментаторов).

Анализируя опыт, мы увидели, что в стенке появляется нечто вроде наведенных зарядов, и они как бы отталкивают плазму. Вот почему она живет значительно дольше. Я внес дополнения в теоретические предпосылки, и все стало на свои места.

— Мы часто уповаем на появление новых, «бевумных» идей —• скачков в науке, которые сраву поднимут ее на более высокую ступень. Стоит ли, говорит кое-кто, карабкаться по крутым отрогам, прокладывая пути к научным вершинам? Может, лучше подождать, пока будет создан лета

тельный аппарат и мы, так сказать, одним прыжком окажемся у цели?

— История науки учит нас: все великое дается за счет большого, упорного труда. Вспомним хотя бы, как шло высвобождение внутриядерной энергии. «Безумные» идеи только ускоряли технический прогресс. Ведь уже после открытия принципиальной возможности цепной реакции в уране понадобились гигантские усилия сотен тысяч ученых, инженеров и рабочих, прежде чем атом дал электрический ток.

Думаю, труд, затраченный на раскрытие тайн плазмы, не напрасен. Только на этом пути мы сумеем создать управляемый термоядерный синтез. И даже если появятся новые смелые идеи, которые помогут «зажечь» термоядерные котлы, для превращения их энергии в электрическую нам понадобятся все наши знания о плазме. Именно те знания, что мы добываем тяжким трудом, работая с магнитными ловушками.

Наука в наше время стала непосредственной производительной силой. Исследовательские институты по количеству занятых в них людей, сложности производства, оснащенности техникой вполне сравнимы с самыми большими заводами. И далеко не всегда на долю начинающего исследователя выпадает крупная работа. Главное, чтобы задача, которую решает молодой ученый, увлекала его и была действительно интересной. Главное, чтобы он нашел ее, эту задачу.

Хочется верить: мы доживем до того дня, когда первая в истории термоядерная электростанция даст промышленный ток. Человечество получит неиссякаемый источник энергии. Уверен — такой проблеме стоит посвятить все свои силы, всю жизнь.

Схема ловушки, на которой получена долгоживущая плазма. Ее облако удерживается электромагнитным полем основных катушек и дополнительных проводников с током (так называемые «палки Иоффе»).

К ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

ПЛАЗМЕННОЕ

/----ч ОБЛАКО

\ В РАБОТАЮЩЕЙ

I ЛОВУШКЕ

ЛМ ^ Л 1 '

КАТУШКИ

У

> т'ч" I ........ fN'V^HE^V ' *

«ЛЖ "izr

• Зл £ я. ± Ш'- * st*

Ш "Г ' ^гу^ .

,'v, /7 „ У '"■'*/ т "w .

VW i

К СЕТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОВОДНИКИ стоком

8