Техника - молодёжи 1971-08, страница 22Л* ^^ Еще один пример фильтрования деталей проявлением. Вверху — отпечаток с обычного негатива, в н и з у — с ФДП-дублината. край светлого места усиленно просветляется. Контур изображения не что иное, как граница темного и светлого участков. Поэтому явление названо «контурный эффект». Когда в ванночке мало раствора, эффект заметнее. Молекулы неиспользованного проявителя легче внедряются в мелкую деталь, а использованного (они тормозят проявление) уходят из нее. На большие пятна проявитель расходуется равномерно, и его недостаток ничем не компенсируется. Потому-то деталь становится более контрастной. И еще один секрет. Более освещенные • элементы изображения проявляются быстрее темнык. Получается сдвиг во времени, а это дополнительно усиливает резкость контуров. Наиболее подходящая пленка — ORWO FU-5. Она контрастная, мелкозернистая, несенсибилизированная и обычно применяется для растровых снимков. Проявитель метолгидрохиноновый, ORWO МН-28, он продается в жидком виде. Желто-зеленое освещение лаборатории (фильтр ORWO 113d) следует подбирать таким, чтобы даже наименее засвеченные места пленки слегка темнели. Пусть мы задались целью улучшить негатив. Контактным способом делаем с него копию на пленке FU-5 и помещаем ее в слабый раствор (на одну часть проявителя четыре части воды). Слегка пошевеливая пленку, держим в ванне 45 сек За это время, если свет был подобран удачно, должно получиться хорошо видимое изображение. Затем вынимаем пленку, даем раствору немного стечь и укладываем ее эмульсией на гладкое чистое стекло. Быстро накатываем ее резиновым валиком, выжимая все излишки проявителя. Выдержка на стекле около 3 мин., до полного равномерного потемнения. Сняв пленку, быстро промываем ее, закрепляем, снова промываем и высушиваем. Получившийся ФДП-негатив должен быть малоконтрастным, но четким даже в самых светлых местах. Не со всяким исходным негативом можно этого добиться. В подобных трудных случаях пленку предварительно засвечивают, но недолго. Достаточно одной десятой интервала времени, необходимого для контактного освещения. Если мы изготовили копию на предварительно засвеченной пленке, то делаем с нее еще одну контактную копию, проводя вновь все перечисленные выше операции. Итак, негативный ФДП-дубликат изготовлен. Отпечаток на фотобумаге получаем традиционными способами: контактом или увеличением. Каков же результат? Его можно видеть на иллюстрациях. Снимки городских ворот и лунной поверхности представлены каждый в двух вариантах. Один сделан с обыкновенного, а другой — с ФДП-негатива. Разница очень существенная. Фильтрование деталей помогает и тогда, когда есть только выцветший позитивный отпечаток. Причем качественный негатив делается за один прием. Этот женский портрет получен так. Освещение исходного снимка — двумя лампами по 500 вт, расположенными на расстоянии 0,5 м; диафрагма — 11, выдержка — 50 сек. Проявление в слабом растворе (степень разбавки 1 : 10) в течение 45 сек., выдержка пленки на стекле — 5 мин. Очень важен правильный подбор масштабов снимка. Оригинал надо увеличивать или уменьшать, чтобы на матовом стекле фотокамеры могли выйти детали с разрешающей способностью 10— 20 линий на 1 мм. Пусть мы репродуцируем голову собаки. В оригинале можно различить 5 волосков шерсти на полоске миллиметровой ширины. Чтобы получить 15 волосков на 1 мм, размеры кадра на матовом стекле должны быть в 3 раза меньше, чем у исходной фотографии. ФДП-метод противостоит ретуши — с ее помощью качество отпечатка пытаются улучшить, не выявляя детали, а уничтожая их. Но для воспроизведения иллюстраций в газетах и журналах предпочтительнее использовать как раз фильтрацию, а не ретушь. Очень хорошие результаты ФДП-метод дает в научной фотографии. Часто надо усиливать информативность таких изображений, как картины созвездий и туманностей, микробиологических объектов. А фотолюбителям новый прием поможет и улучшить качество снимков, и полнее проявить свою творческую индивидуальность. Фильтрация деталей вовсе не самоцель а средство для достижения более полной эстетической выразительности. Старая выцветшая фотография (слева) и ее копия, улучшенная по методу профессора Э. Лау (ГДР).
|