Техника - молодёжи 1971-08, страница 69

Техника - молодёжи 1971-08, страница 69

электрификации — постройка многочисленных летательных аппаратов: трансатлантических, военных, грузопассажирских и даже небольших «винтолетов» индивидуального пользования. Винт, приводимый в движение электроэнергией, можно видеть повсюду. В небе — подлинное столпотворение. Над городом снуют аэрострелы, аэромобили, аэрояхты... В высотные дома попадают с крыши, и верхний этаж считается первым. На улицах только пешеходы.

Отложив перо, художник берет в руки карандаш, чтобы создать зримый облик техники XX века. Но как конструктор Робида — целиком пленник своего времени. Его воздушные машины — это сложное сочетание частей подводной лодки, парохода, артиллерийского снаряда и даже велосипеда (руль управления). Проектируя разные виды военной техники, фантаст целиком поглощен идеей: как можно полнее использовать броню. Ею он оснащает и самолеты, и корабли, и артиллерийские орудия. Но одна конструкция совершенно оригинальна — самоходная пушка.

Когда Робида работал над своим «романом предсказаний», битва

электро- и пневмоконструкций только разгоралась (см. статью «Электро или пневмо: дилемма XIX века» в № 9 ТМ, 1970 г.). Художник занял позицию «над схваткой» и придумал электропневматические поезда, способные с огромной скоростью мчаться по трубам. Идея в полном смысле пророческая. Хотя подобных поездов до сих пор нет, уже есть их вполне реальные проекты.

Применение хорошо знакомого нам телефона фантаст представил несколько иначе. Это удобное средство связи способно, по мысли Ро-биды, заменить и электрический телеграф, и газеты. Редакции отправляют новости своим подписчикам по телефону как днем, так и в ночное время. «Если кто-то не хочет, чтобы его будили ночью, он может выключить приемник; ночные сообщения останутся при нем. Утром приемник включают, и он сообщает все новости сразу». В квартирах есть и «разумные фонографы» — своего рода кибернетические помощники человека, которые самостоятельно ведут записи, отвечают на вопросы, отворяют двери и выполняют работы по дому. Изъяв из обращения газеты, автор пришел к логически невы

водимой идее «мыслящих» машин.

Автор «Двадцатого Столетия» приостановил и рабрту книжных издательств. Люди у него пользуются фонобиблиотеками, "а вместо писем посылают фонографические клише. Робида считал возможным законсервировать звук на пластинке или послать его по проводам. Но отказаться от проводов и предвосхитить появление радио современник Жюля-Верна не смог. И когда художник рисует телевизор, то это лишь телефон, снабженный «хрустальным экраном».

И все же фантаст вырывается за пределы 60-х годов нашего столетия, наделяя телевидение очень широкими функциями. Оно помогает заказать товар в магазине, не выходя из дому; повсюду используется как средство массового обучения.

Альбер Робида выпустил свою книгу раньше, чем его соотечественник Беккерель случайно открыл радиоактивность. Поэтому в «романе предсказаний» нет даже намека на возможность использования атомной энергии. Было бы несправедливо упрекать за это фантаста. Подобные прозрения не по плечу даже современному футурологу.

СОДЕРЖАНИЕ

Решения партийного съезда — в жизнь!

Л. КОСТАНДОВ — «Три кита» химической

промышленности...........16

Комсомол и технический прогресс

В. ШОСТАКОВСКИЙ — Вуз — школа творчества ............... 2

Ударная комсомольская

М. БОРОЗИН — Рисовый вариант . . . 12

Наш экономический семинар

А. БИРМАН — Что такое «тебестоимость»? . 9 Международный фотоконкурс «Научно-техническая революция — в объективе»

От седых времен до наших дней ... 4

Короткие корреспонденции .......... 10

Время искать и удивляться.........15

Вскрывая конверты............26

Историческая серия ТМ

М-42................29

Парусники мира . ..........57

Наши дискуссии: транспорт будущего. Левиафаны пятого океана

Г. НЕСТЕРЕНКО — Дирижабли в век «сверхзвука» ...............30

Ю. БОЙКО — С конвейера — в небо ... 31 А. ДОБРОТВОРСКИЙ — Дирижабли просятся на землю................34

Вокруг земного шара...........40

Б. КАДОМЦЕВ — «Нет ничего практичнее хорошей теории» ............ 6

М. КЮН — Всего лишь контурный эффект . 18

A. МЕЗЕРЕЛЛ — Акустическая голография . 20 К. ФЕЛЬДЗЕР — Автомобиль? Нет ничего

проще!...............22

Д. КАН — Секреты шифровального дела: ясное становится тайным.......36

B. КРИВОШЕЕВ — Индустрия отдыха ... 42

Антология таинственных случаев

Г. ЛИСОВ — Пирамиды озера Рок .... 46

С. СОЗИНА — От гипотез — к исследованию 48

Потерянные миры.............48

Йом, в котором я живу...........50

луб любителей фантастики

С. ЖЕМАЙТИС — Тигровая звезда .... 52

Клуб ТМ.................58

Математическая страничка..........60

Книжная орбита..............,63

О. ФРАНЦЕВ — Схватка с акулами .... 60 В. МАКСИМОВ — Катран — черноморский

хищник...............61

Вечный двигатель (песня телеклуба «Изобретатель») ...............62

На обложках журнала

От «золотых» рук человека — к стальной

деснице робота............45

В. ОРЛОВ — Прекрасная «Электрическая жизнь».................63

ОБЛОЖКИ ХУДОЖНИКОВ: 1-я и 4-я стр. — Р. А вот и-н а, 2-я стр. — Г. Гордеевой, 3-я стр. — К. К у д -р я ш о в а.

Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО

Редколлегия: Г. А. БОРИН, О. И. ВЫСОКОС, К. А. ГЛАДКОВ (научный редактор). А. А ЛЕОНОВ О. С ЛУ-ПАНДИН. А. П. МИЦКЕВИЧ. Г. И. НЕКЛЮДОВ, В С. ОКУЛОВ (ответственный секретарь). В. А. ОРЛОВ. В. И. ОРЛОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС, А. Н. ПОБЕДИНСКИЙ, Г. И. ПОКРОВСКИЙ. Г. В. СМИРНОВ (зам. главного редактора). А. А. ТЯПКИН, Ю. Ф. ФИЛАТОВ. И. Г. ШАРОВ, Ю. С. ШИЛЕИКИС. Н. М. ЭМАНУЭЛЬ_

Художественный редактор Н. Перова Рукописи не возвращаются. Технический редактор Р. Грачева

Адрес редакции: Москва. А-30, ГСП, Сущевская, 21. Тел. 251-15-00, доб. 4-66, 251-66-41, издательство ЦК ВЛКСМ

«Молодая гвардия»._______

Сдано в набор 14/VI 1971 г. Подп. к печ. 22/VII 1971 г. Т03682. Формат 84xl08'/ie. Печ. л. 4 (усл. 6,7). >н.-изд. л. 10. Тираж 1 600 000 экз. Зак. 1244. Цена 20 коп. Типография изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва. А-30,

Сущевская, 21.