Техника - молодёжи 1971-09, страница 58

Техника - молодёжи 1971-09, страница 58

УЧАСТКИ КОРПУСА, ГДЕ ПРОИЗОШЛИ ВЗРЫВЫ

I -й upwa <91 jM). Вырваны часть фор-шгевхя и киля. Повреждены баки жидкого топлива. Обе якорь-цепи отстопорились, и корабль развернулся, как от большой волны.

2-й взрыв <01Столб воды взметнулся выше мачты. Не наблюдалось ни дыма. ИИ огня.

3-Й взрыв (01.11). Столб густого черного дыма. Ни воды, ни огня не замечено. Корабль быстро кренится, а во внутренних помещениях показался огонь.

4-й взрыв #01 «21). Столб пламени и дыма взметнулся выше мачт. Сильные разрушения во внутренних помещениях.

островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, который и вступил в командование лодкой. Он благополучно провел U-47 через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора вывел ее назад в Северное море.

Нетрудно догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился в среде офицеров флота.

Такова легенда о часовщике-шпионе. На наш взгляд, она малоправдоподобна. В таком небольшом городе, как Керкуол, появление, а затем и внезапное исчезновение владельца магазина (к тому же иностранца по происхождению) не могло остаться незамеченным. Расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд» показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники — никто ничего не знает об Альберте Ортеле. Официальные военные источники на Западе также отрицают эту версию.

ДИВЕРСИЯ

Конечно, все уцелевшие члены экипажа «Роял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно поло

вина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутренних взрывов, а не от вражеских торпед Сторонники этой версии утверждали, что из всех взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один — в районе торпедных аппаратов.

К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в печати были высказаны такого рода предположения: а проникала ли вообще U-47 в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора — причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, пройикшими в базу на карликовых субмаринах?

Английское адмиралтейство до сих пор утверждало одно и то жЬ: атака U-47 — единственная причина гибели «Роял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены топпедные аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского происхождения...

Можно ли однозначно ответить на вопрос: почему погиб «Роял Оук»? Видимо, можно. Надо поднять корабль на поверхность и обследовать повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье, в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля или разборки его на металл был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев» — та«ов основной мотив возражений. И до сих пор «Роял Оук» ржавеет на дне бухты. С каждым годом илистый грунт все сильнее и сильнее затягивает корпус трагически погибшего корабля. С каждым годом все труднее становится выявить истину.

именно в ночь на 14 октября линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин не мог знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тяжелых корабля противника. Резонно также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне проливов, а затем в самой гавани штурман U -47, не имея ориентиров, заблудился, — расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Роял Оука». И наконец, текст радиограммы, информирующей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода к сомнениям на этот счет. Один из указанных кораблей был обнаружен, а «увидеть и опознать» другой Прину помогло воображение. Возможно, этому способствовали какие-либо береговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние) их вполне можно было принять за корпус и надстройки тяжелого корабля.

Теперь перейдем к самой атаке. Но сначала необходимо дать неболь

шую справку. К началу второй мировой войны в числе прочих технических новинок на вооружении флотов появилась магнитная торпеда с неконтактным взрывателем. Срабатывал он не у хорошо защищенного борта, а под днищем. При этом поражались артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения — то есть наиболее важные и уязвимые объекты. Конечно, столь грозное оружие поначалу тоже не было лишено недостатков, главный из которых — относительно малая надежность. Нет ничего удивительного в том, что три торпеды из четырех, выпущенные U-47 при первом залпе. не сработали.

Взрыв в носовой части «Роял Оука» сопровождался относительно небольшим столбом воды, что также свойственно неконтактной торпеде. Вахтенный начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить его: верхняя палуба на баке нависает над форштевнем и закрывает его от наблюдения.

Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперЬкого имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой.

Поскольку ряд носовых о.тсеков оказался затопленным, а на скла

де корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.

Вторая немецкая торпеда, очевидно, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии — самое уязвимое место любого военного корабля. Затем, используя полную растерянность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.

Такова наиболее вероятная картина гибели «Роял Оука». Увы, в наших объяснениях слишком много «очевидно», «вероятно» и «судя по всему». Однако, повторяем, отделить правду от вымысла в этой трагедии весьма трудно. Ясно лишь одно: нужно документальное, беспристрастное расследование обстоятельств гибели линкора. Но командование английского флота не торопится вскрыть сейфы военных лет, и, должно быть, тому есть веские причины. Не спешит с объяснениями и администрация судостроительного завода, спустившего со стапелей «Роял Оук». Ведь гибель линкора всего от двух торпедных попаданий — неважная реклама.

Вероятно, истина все же всплывет со временем, когда загадка Скапа-Флоу уже будет только историей и «мертвые не смогут обвинить живых».

64