Техника - молодёжи 1972-01, страница 17

Техника - молодёжи 1972-01, страница 17

случайности или проявление исторической закономерности? Думается, в своем замечательном труде «Философия искусства» Тэн дает правильное объяснение. Он показывает, что в эпоху Возрождения творческие таланты могли успешно развиваться благодаря существовавшему тогда отношению общественности к искусству. В экономически процветающей Италии в силу исторически сложившихся обстоятельств появилась широкая общественность, которая умела высоко ценить изобразительное искусство, правильно его понимала и поддерживала наиболее талантливых его представителей.

Аналогично плеяда выдающихся учеиых-фнзиков: Максвелл, Релей, Томсон, Резерфорд, последовательно возглавлявших Кавендишскую лабораторию Кембриджского университета, не могла бы появиться, если бы там, и вообще в Англии, в то время ие было культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность ученых.

Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из

«Конечно, никто не предлагает укомплектовывать штаты институтов обезьянами»...

отношения числа всех научных работ к числу работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же можно сказать и о произведениях живописи. Маркс объяснял исключительно высокую стоимость шедевров тем, что в их цену входят и расходы на большое количество не имеющих художественной ценности картин. Такой же жесткий отбор достойных произведений происходит и в литературе, и в музыке.

Очевидно, для того, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должно быть много научных работ и произведений искусства: из них отбирается та небольшая часть, что только и движет науку и развивает художественную культуру. Для отбора необходимо здоровое общественное мнение, способное непредвзято и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Здоровая организация науки в стране обеспечивается ие только хорошими условиями для научной работы, но и созданием условий для пра-вильнрй рцеики ее результатрв. Теперь во всех странах это лучше всего обеспечивается специальными общественными органами: академиями наук, научными рбществами и срвета-ми. Благодаря интернациональному значению науки стала возможной более объективная оценка путем создания международного общественного мнения. Она, эта оценка, достигается широким общением ученых на симпозиумах, конгрессах, переводом научных статей на иностранные языки и др.

Самое важное и трудное — отбор наиболее одаренной молодежи и создание условий для наиболее полного развития ее таланта. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности молодых, когда они только в самом начале пути. Нередко допускают ошибку, принимая познавательные способности и эрудицию за творческие качества.

В биографии Резерфорда есть один поучительный эпизод. Когда ои был еще начинающим ученым в Новой Зеландии, там решили наиболее одаренному выпускнику дать стипендию для продолжения научной работы в Кембридже. Резерфорд был выбран вторым. Только случайно первый кандидат не поехал в Кембридж, а поехал Резерфорд. Из истории науки известно, что такие ошибки в отборе делаются частр, и обычно их причина — недостаточное умение оценивать творческие качества начинающего ученого и преувеличенная оценка его способностей заучивать фактический материал.

Вот почему изучение ранних работ Резерфррда представляет большой интерес. ибр показывает генезис развития его творческих качеств Эти работы ныие почти забыты. Методы, ко

торыми они были сделаны, теперь устарели, и количественные результаты теперь во много раз точнее. Но какой перед нами важный материал, чтобы видеть, как проявлялся творческий талант Резерфорда!

Резерфорда нельзя отнести к ученым с большой эрудицией. Но его творческое воображение н смелость в построении гипотез, интуитивное чутье были главными факторами, определившими успех его изысканий.

Конечно, теперь это все хорошо известно по фундаментальным открытиям Резерфорда. Главная трудность задачи, стрящая перед организатором науки, — уметь обнаруживать талант даже тогда, когда он еще не проявил себя в полной мере.

Сейчас сравнительно мало интересуются оригинальными работами классиков науки. Обычно знакомятся с их достижениями по учебникам, монографиям, энциклопедиям. Конечир, с прзнавательной целью это вполне оправдано. Но тому, кому предстоит стать руководителем молодежи, организатором работы коллектива, кому надо уметь оценивать творческие способности молодежи, нельзя пренебрегать изучением рригинальных работ. Меня лично знакомство с работами Максвелла, Релея, Кюри, Лебедева научило многому и, кроме того, доставило эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы, и ими нельзя не любоваться!

Мой жизненный опыт показывает: в оценках творческих качеств молодежи и проявляется основной талант руководителя. Без него невозможно подобрать сильный коллектив для научной школы.

Подведем итог сказанному и ответим иа поставленный вначале вопрос о роли личности в развитии иауки. Хотя путь ее предопределен, но движение по этому пути обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей. Качество отбора творчески одаренных исследователей и есть основной фактор, рбеспечивающий высокий научный уровень.

Очень важно сделать творческую работу привлекательной. Это долг общественных организаций, которые, давая правильные оценки достижениям ученых, также давали бы им почувствовать, что их деятельность нужна и полезна человечеству. В науке общественную оценку следует делать в интернациональном масштабе, поскольку ее достижения принадлежат всему человечеству.

Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества. Нужно сохранять память о них. Я рад, что в нашей стране память о Резерфорде чтится высоко.

17

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Опыт резеофорда
  2. Ценность по марксу

Близкие к этой страницы