Техника - молодёжи 1972-01, страница 29

Техника - молодёжи 1972-01, страница 29

оно именно благодаря деятельности термальных вод преобразуется в вещество материков( в граниты.

А смытые с материков осадки? Они накапливаются, уплотняются и прогибают океаническое дно. Опускаясь все ниже и ниже, слои осадков орошаются восходящим током горячих водных растворов, прорывающихся по «оболочке Григорьева» из-под континентов. Поэтому морское дно «горячее» суши, а граница Мохоровичича под океанами залегает на глубине всего 7 км (под материками в среднем 37 км).

В горячих рассолах растворено много веществ. Вырываясь наружу в атмосферу при вулканических извержениях, эти вещества выпадают в виде пеплов. Внизу же они при подъеме горячих струй в основном застревают в опускающихся слоях осадков и повышают их плотность, прочность и температуру. В итоге слои осадков превращаются в базальты, гранитов под океанами нет. Лишь часть солей пробивается из «оболочки Григорьева» в океанскую толщу через базальтовый фильтр и «солонит» море, насыщает его углекислотой выпадает в осадок.

Бывшие осадочные слои, опустившиеся ниже границы Мохоровичича и спекшиеся в мантии, перемещаются из-под дна океанов под материки и «всплывают» снова через «оболочку Григорьева». По дороге вверх они охлаждаются, выщелачиваются, теряют железо, титан, магний, кальций, становятся гранитами, мраморами, известняками и прочими породами постоянно смываемой и вечно обновляющейся материковой коры. Вот почему материковые горы сложены, как правило, измятыми складками морского происхождения, а под более древними пластами то и дело располагаются окаменелости недавних геологических эпох.

^^огласно измерениям на Луне "тоже чем глубже, тем жарче. Следовательно, и на Луне на определенной глубине под всей ее поверхностью залегают слои, в которых господствуют критические температуры воды и ее растворов (374—450° С). Если в недрах Селены есть вода, то «вечная» циркуляция паров и рассолов должна формировать, как и на Земле, поверхность Мохоровичича и «оболочку Григорьева».

На первый взгляд вода и ее пары при вулканическом выбросе в условиях Луны теряются непосредственно в мировое пространство. Совсем наоборот! Вода при извержении в космическую пустоту лишь частично переходит в пар, отнимая скрытую теплоту испарения у остальной части жидкости, а основная часть пара в вакууме конденсируется в капли и снежинки.

Оказывается, вода в бассейне метровой глубины должна испаряться на протяжении трех лунных суток, то есть трех месяцев. Значит, круговорот воды на нашем спутнике вполне возможен, тем более что поверхностные породы Селены довольно пористы, и вода из лунных луж, озер и морей успеет проникнуть в глубь коры значительно раньше, чем испарится даже под интенсивным солнечным облучением.

Круговорот воды на Луне образует, как и на Земле, две основные разновидности коры — материковую и океаническую. Они обязательно должны отличаться друг от друга по мощности, плотности, по высоте над средним уровнем лунной поверхности и по гравитационным аномалиям.

Поскольку приливные силы всего ощутимее на видимой стороне Луны, на ней преимущественно и происходит восходящее движение водных растворов из «оболочки Григорьева». Кора видимой стороны становится все более океанической. Вследствие привноса тепла, которое отдается коре восходящими и постепенно охлаждающимися растворами, граница Мохоровичича поднимается кверху, а кора становится тоньше. Моря действительно оказались «горячее» материков, а жарче всего — под Морями Спокойствия и Холода.

Вещества, выпадающие из растворов по мере их охлаждения, цементируют кору и делают ее более плотной, прочной и тяжелой. Поэтому кора видимой стороны Луны, особенно кора лунных «морей», должна погружаться. Гравитационное выравнивание происходит только после того, как избыток вещества и массы достигнет критического значения, некоего порога для преодоления сопротивления опусканию данного участка коры. На Луне сила тяготения в шесть раз меньше, чем на Земле, и чтобы сломить противодействие свода лунной коры, надо накопить в шесть раз больше избыточной массы, чем в условиях Земли. По мнению С. Григорьева, контрастность распределения аномалий силы тяжести на поверхности Луны почти в 100 раз больше, чем на Земле. На видимой стороне Луны вообще и особенно в центрах «морей» должны обязательно наблюдаться весьма резкие положительные аномалии силы тяжести. Так и оказалось, когда ученые открыли под центрами лунных «морей» столь нашумевшие «масконы» — концентрации тяжелых масс. Теория Григорьева дает «масконам» естественное объяснение.

На обратной стороне, и особенно на возвышенностях Луны, должно происходить преимущественно нисходящее движение водных растворов в «оболочку Григорьева». Охлажде-

ТРИБУНА СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ

ние и выщелачивание коры нисходящими каплями должны приводить к увеличению мощности коры, к уменьшению плотности пород и к дефекту массы, то есть к появлению отрицательных аномалий, а следовательно, и к восходящим движениям всей коры обратной стороны в целом. Действительно — обратная сторона Луны гористее, континентальнее.

Согласно последним измерениям видимая сторона Луны, несмотря на свою пониженность, отличается динамическим избытком массы, то есть плотнее и тяжелее континентальной обратной стороны. Кроме того, недавно твердо установлено, что радиус, направленный к Земле, на несколько километров короче радиуса, направленного от центра Луны к невидимой ее стороне.

Другие необычные факты тоже органично укладываются в теорию Григорьева. Например, первые анализы пород Луны показали весьма высокое содержание в них соединений титана. Не удивительно! В «морях» могли образоваться наиболее богатые титаном породы (вспомним конкреции на дне земных океанов). Породы лунных материков должны содержать меньше титана.

Наличие «оболочки Григорьева» в недрах Луны подтверждают также обнаруженные особенности сейсмических колебаний, которые продолжались по нескольку часов после падения на Луну тяжелых предметов. Возможно, сейсмическая волна многократно обегает планету по оболочке, как по волноводу.

Струями электропроводящих растворов в «оболочке Григорьева» объясняется и возможность появления магнитного поля, «всплески» которого были обнаружены приборами, установленными на Луне.

Как видно, теория очень логична и подтверждается всеми известными фактами о Земле и Луне. Недаром публикация в прошлом году монографии С. Григорьева «Роль воды в формировании земной коры» стала «сенсацией № 1» в геологии и вообще в планетологии. «Оболочка Григорьева», судя по всему, играет важнейшую роль в жизни планет. И пророчески звучат слова вдохновителя московского профессора, великого В. Вернадского: «Поэтому мы должны теперь же держать в голове те космогонические гипотезы о значении воды, которые допускают проверку, позволяют искать факты ее истории, не учитываемые в современном — неполном — представлении о ее земной роли».

27