Техника - молодёжи 1972-02, страница 60скопами с разными источниками света. И тогда выявилась любопытная закономерность. Свет, ориентированный вертикально к плитке, как бы «гасил» изображение, размывал его контуры, делал их нечеткими. Иногда картина в вертикальном свете вообще была не видна, однако стоило изменить угол освещения — и тотчас же возникало изображение. Прежде чем сделать вывод, опишу один из интереснейших кадров, полученных Подобным образом. Размер кадра на плитке 0,58 X 0,74 = = 0,43 мм2! Фотоотпечаток (18 X 24 см) увеличил изображение в 250 раз. В центре кадра — взлохмаченный человек с маленькой бородкой. Это, видимо, хозяин дома. Он дает указания управляющему, который стоит перед ним, подобострастно склонив голову. Позади хозяина, в горделивой позе, хозяйка дома. На ее голове корона, по форме напоминающая короны светлейших российских князей. Этот портрет можно в оригинале закрыть двумя маковыми зернышками. Кадр размером 0,43 мм2 при увеличении в 250 раз. Детали в нем: бородатые гости. В другом положении (при повороте фотографии на 90°) привлекают внимание два бородатых человека. У первого волосы с проседью, а на висках длинные, свисают из-под шапки, второй коротко острижен. Этот фотоотпечаток заинтересовал меня обилием светлых точек, кое-где затемняющих рисунок. Я кропотливо просидел над ним несколько дней, покуда не заметил, как в одном месте светлые точки образуют четкую надпись: «Н 29 с/или = 227». Так вот оно что! Сокровенный смысл создания художественной галереи на малахитовой крышке таится в каком-то шифре! Найденные знаки шифра помогли объяснить природу рисунков. Действительно, на плитке нет красочного слоя. Рисунки на малахите процарапаны чем-то острым. Вот почему они выявляются только при косом освещении. Луч света, задерживаясь в микровыбоинках, прорисовывает нацарапанное. Пришлось заново пересмотреть накопившиеся сотни фотографий. И оказалось, что везде просматриваются знаки шифра! Совершенно очевидно, что малахитчик писал (процарапывал) различные цифры несколько раз по одному и тому же месту. Этим объясняется их плохая видимость. Сейчас я занят восстановлением знаков шифра. Для дешифроваль-щика всю эту цифирь нужно сделать хорошо читаемой. ...На этом можно было бы поставить точку. Если бы не новая неожиданность. Вскоре после первой моей публикации о рисунках, обнаруженных на крышке, зазвонил телефон. — Это вы писали в газете о малахитовой плитке? Если у вас есть время, приезжайте. Увидите кое-что интересное. Это «кое-что» оказалось малахитовым яйцом. Одна его половина была светлой, другая — темной. В светлой части вырисовывался узор, похожий на план полуострова. Темная часть содержала разводы, не свойственные малахиту. — Откуда у вас это? И хозяйка малахитового яйца — старая художница — рассказала, что реликвия принадлежала ее деду. После отмены крепостного права он работал приказчиком у казанского купца, который снабжал продуктами тайные скиты старообрядцев на Урале. Один из этих скитов располагался в районе озера Таватуй. Таватуй! Такое название есть и на моей малахитовой крышке. Оно связало таинственными нитями рисунки крышки и малахитового яйца. Не стану рассказывать, как трудно было получить высококачественные фотоснимки с криволинейной поверхности яйца. Удались лишь некоторые из 90 фотографий. Но и этого оказалось достаточно для выявления тайных знаков. Вот один из кадров, увеличенный до размера 9X12 см.. На него попа-, ла площадь менее квадратного сантиметра. Отчетливо выявились строчки цифр. Начертано на верхней: «331 35 33 25 23 58 22 23»; на нижней: «32 25 25...» и немного в стороне: «А 585». Цифры написаны тем же методом, что и на малахитовой плитке. Они сначала процарапаны чем-то острым, а затем в царапины втерта темно-зеленая краска (из малахита же). В другом кадре того же размера при линейном увеличении в ТО раз великолепно видны пятерки. Они разбросаны без всякой закономерности по рисунку. На третьем кадре по струйкам рисунка малахита начертаны... ноты! На 56 |