Техника - молодёжи 1972-04, страница 37

Техника - молодёжи 1972-04, страница 37

Б. КОЛЕСОВ, инженер

„Внимание! Съемка..."

СОВЕТСКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ. НАХОДЯСЬ НА ОРБИТЕ МАРСА, ПЕРЕДАЛИ НА ЗЕМЛЮ СЕРИЮ ЕГО ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ

ляла бы воду идти от полюсов Марса к его экватору».

Нет и не может быть. Вот и все О коварный, жестоко коварный Марс! Надо же, ие имея ни воды, ни каналов, ни дружного сообщества разумных существ, так ослепить человека!

На самом-то деле уже одряхлевший бог не проявлял никакого коварства. Ои, как говорил еще Кеплер, продолжал спокойно сидеть в укреплениях своих таинственных владений. Запутали дело его легендарные сыновья — Фобос и Деймос. Когда земляне еще только рыли свои великие каналы, Марс, поднаторевший в вопросах стратегии, уже знал, что не за горами искусственные спутники Земли.

Именно в 1877 году, когда Скиапа-релли заговорил о каналах. Марс милостиво позволил другому астроному— Асафу Холлу — впервые удостовериться в реальности существования двух своих сыновей. Они в самом деле никогда не покидали отца и как бессменные часовые обходили его резиденцию строго по круговым орбитам. Фобос иа расстоянии 9400 км, Деймос — 23 500 км. Размеры владений первого оценили в 16 км, второго — 8 км.

Часовых, разумеется, взяли под неусыпное наблюдение. Вычислили их движение на много лет вперед. Снова стали наблюдать. И что же? Фобос не посчитался с выкладками. Он взял да и обогнал свое расчетное местонахождение. А открылось это в 1959 году, когда земляне уже послали иа орбиты своей планеты собственных космических часовых.

И вот, переворошив колонки цифр, астрономы пришли к выводу: Фобос — полый шар, природе такой не сотворить. Сделали его марсиане, доставили иа стартовую установку и... Дальше и детям понятно — ведь в ракетный век живем. Тогда-то и замелькали статьи с рассуждениями о том, что вода перемещается по поверхности Марса совсем ие так, как команды футболистов по земным стадионам.

Сегодня мы знаем: Фобос не отполированный шар, а неправильной формы «булыжник» размером 18X22,5 км (см. фото на стр. 34). На щербатой его поверхности можно заметить большой кратер диаметром 6—8 км Подобная яма едва ли могла получиться от удара метеорита, пока спутник вращался на орбите. Не исключено: Фобос — просто осколок небесного тела, когда-то находившегося между Марсом и Юпитером.

Как бы то ни было, современные планетологи сходятся в одном: во владениях Марса спрятан какой-то важный ключ к тайнам рождения и развития солнечной системы. Как и столетия назад, Марс влечет земляи. Поединки с ним продолжаются.

В конце прошлого года у Марса вместо двух спутников стало пять. На его орбиты вышли две советские станции — «Марс-2» и «Mapc-З» и одна американская — «Маринер-9». В сложных условиях (на планете разыгралась сильная пылевая буря) посланцы Земли провели несколько сеансов фотографирования и передачи снимков на расстояние свыше 150 млн. км

Советские конструкторы впервые применили способ постоянной ориентации станций по Солнцу и звезде Канопус. В таком положении радиопередающие остронаправленные антенны ориентированы на Землю. По сигналу Центра дальней космической связи станция перед фотографированием делает развороты. Выполнением разворотов командует бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ).

Когда развороты выполнены, объективы двух фотоаппаратов оказываются нацеленными на планету. Одна фотокамера, широкоугольная с короткофокусным объективом (52 мм), может брать в кадр обширные площади марсианской поверхности. Другая, длиннофокусная, камера предназначена для съемки крупным планом с достаточно высоким разрешением. Оптические оси аппаратов параллельны, возможно и раздельное, и одновременное фотографирование Короткофокусный объектив снабжен механизмом для поочередной смены красного, синего и зеленого светофильтров. Миниатюрный

электродвигатель бесшумно открывает крышки объективов. Через равные промежутки времени щел кает шторный затвор. Другие приборы станции, определяющие температуру и рельеф поверхности, состав и отражательную способность атмосферы, во время фотографирования нацелены на те же участки, что и объективы.

Экспонированы 12 кадров, съемка окончена. «Марс-3», вы

полнив обратные развороты, восстанавливает ориентацию, которая была перед началом сеанса. Отснятая пленка поступает в блок химической обработки, где строго поддерживается заданная температура. Фильеры прижимают пленку к фотостолику, и через их тончайшие отверстия впрыскиваются точно отмеренные дозы проявителя и закрепителя. Лентопротяжный механизм двигает пленку дальше, она просушивается, с 'нее поглощается влага (блок-схема всего устройства представлена на центральном развороте журнала).

По команде с Земли негативные кадры один за другим подаются к фильмовому окну. Здесь происходит отбор наиболее интересных снимков для передачи по радиоканалу с высокой разрешающей способностью. Для этого развертывающее устройство разбивает изображение кадра на множество строк (до 1000). а каждую строку — на элементы (тоже до 1000). В зави симости от характера передачи общее число элементов может меняться, но в предельном случае составляет миллион.

На Землю передается информация о яркости элементов кадра. Световой луч, падая на изображение, отражается от него, попадает в зеркало и направляется в фотоэлектронный умножитель. Он способен уловить непостижимо малые количества лучистой энергии. Крохотными точками электрических зарядов прибор «перерисовывает» мозаику элементов. Радиокомплекс передает электрические импульсы на Землю, где они отображаются на фотопленке, магнитной ленте и электрохимической бумаге.

Станции «Марс-2» и «Марс-3» были выведены на разные орбиты. Поэтому стала возможной съемка планеты с расстояний от 1,5 тыс. до 150 тыс. км.

Снимки Марса, переданные советскими автоматическими станциями, помещены на странице 31.

35