Техника - молодёжи 1972-07, страница 63Кто из нас я? Известный германский физико-химик Оствальд, приехав в Страсбург, был очень удивлен тем, что на улице с ним часто раскланивались незнакомые ему люди. Его изумление достигло предела в университете: студенты приветствовали его как старого знакомого. Секрет расчрылся, когда Оствальда познакомили с профессором Кундтом. Ученые оказались поразительно похожими друг на друга. Сам Кундт пришел в такой восторг от этого сходства, что однажды пригласил Оствальда в гости и, став рядом с ним, спросил жену: «А теперь догадайся кто из нас я?» „Ожидаю результаты..." В прошлом столетии техника безопасности в химических лабораториях находилась еще в зачаточном состоянии, и случайный взрыв во время опытов грозил ученому-химику серьезными неприятностями. Как-то раз один знакомый французского химика Вюр-ца застал его нервно расхаживающим перед лабораторией. На вопрос о том, что он делает, Вюрц нехотя ответил: «Ожидаю результаты своего опыта». В морозный декабрьский вечер 1895 года два молодых человека, братья Луи и Огюст Люмьеры, прогуливались по улицам Парижа. На бульваре Капуцинов внимание Огюста привлек ярко освещенный подвальный зал. На стене висела вывеска «Гран кафе». У Огюста мелькнула мысль: «Вот то место, где можно показать парижанам первые кинофильмы». Братья спустились в кафе и предложили хозяину, мосье Борго, сдать зал в аренду, пообещав ему половину кассового сбора. Тот, не надеясь на успех Историки техники считают, что потребовались усилия примерно 20 изобретателей, чтобы фотографии пришли в движение. Над созданием киноаппаратов работали Ж. Плато в Бельгии, И. Тимченко и А. Самарский в России, Ж. Де-мини во Франции, М. Скла-довский в Германии, Т. Эдисон в Америке. В этом состязании интеллектов победу одержали братья Люмьеры: 13 февраля 1895 года они взяли патент на киносъемочный и кинопроекционный аппараты, а 22 марта 1895 года продемонстрировали свой пер- (1864—1948)ЧУДО НА БУЛЬВАРЕ КАПУЦИНОВсомнительного мероприятия, сказал: «Я предоставлю в ваше распоряжение зал при условии, что вы будете платить мне по 30 франков ежедневно». На 28 декабря 1895 года был назначен первый платный публичный киносеанс. Входные билеты продавались по одному франку. На представление собралось 35 человек. Увиденное на экране произвело на экспансивных парижан потрясающее впечатление. Зрители, затаив дыхание, удивленно смотрели на экран, а в минуты ложной опасности вскакивали со своих мест и издавали крики отчаяния. Весть о «чудесном видении» на бульваре Капуцинов быстро облетела Париж, Францию и вскоре разнеслась по всему миру. Через несколько дней Люмьеры давали до 20 представлений ежедневно. 8 некоторые дни кассовый сбор достигал 2500 франков! Только мосье Борго не испытывал восторженных чувств: он явно продешевил... вый фильм — «Выход рабочих с фабрики Люмьер» — в Обществе покровителей национальной промышленности. Огюст всегда говорил, что его участие в этом деле было весьма незначительным и что подлинным творцом кино был Луи — талантливый инженер, автор более ста изобретений в самых различных областях техники. Луи Люмьер был избран членом Париж ской академии наук и награжден орденом Почетного легиона. Умер академик в 1948 году. Один его друг писал: «Луи Люмьер принадлежал к самым скромным и симпатичным людям своего времени. Под конец жизни он признался %лне в том, о чем раньше никому не говорил. Он сказал: «Я изобрел кино потому, что заболел гриппом и должен был в течение трех дней лежать в постели. От нечего делать я и разработал проект кинематографа. Во время болезни ко мне зашел Огюст. Я сказал брату важную фразу: «Пленка должна двигаться прерывисто». Для обеспечения такого рода движения пленки была использована эксцентрическая передача Трезеля. А получить киноэффект помог сам человеческий глаз, поскольку он обладает способностью сохранять изображение в течение десятой доли секунды. Евг. Бибиков, кандидат технических наук г. Челябинск РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в № в за 1972 год 1. Фе 7 Кр: а4 2. Cd7X 1... Кр ав 2. Cd3X 1... Кр с4 2. Фс5Х 1... Кр сб 2. Ф67Х Рисунки художников Р. Л в о т и н а В. Плужникова Н. Р у ш е в а 61 |