Техника - молодёжи 1972-08, страница 12

Техника - молодёжи 1972-08, страница 12

Зададимся целью мысленно очертить себе круг трудностей, с коими придется столкнуться будущим астронавигаторам. Тем, кто расцветит солнечную систему прихотливыми узорами космических трасс. Тем, кто отважится наконец проложить путь от зеленого ростка земной цивилизации — дальше, выше, глубже — сквозь крону золотого древа вселенной.

Первая ступень испытаний: человек и техника. Сколь бы ни были совершенны навигационные приборы, сколь бы ни были прочны и надежны материалы, всегда не исключена возможность поломок, аварий, катастроф. Всегда ли? Да, видимо, всегда, даже в пору безраздельного грядущего господства всесильной техники. Что значит, к примеру, нынешняя техническая мощь нашей цивилизации перед извержениями вулканов, циклонами, падениями крупных метеоритов? Перед лицом подобных катаклизмов люди пока еще практически бессильны, подобно своим предкам из каменного века...

Проблемы психологии: долгое пребывание в невесомости, психологическая несовместимость, одиночество — трудности несравненно высшего порядка, нежели «технические» либо «технологические». Однако, как свидетельствует опыт первых околоземных путешествий, есть все предпосылки для обитания человека в космосе.

В центре воображаемого «круга трудностей» значится «Встреча с Неизвестным». С неизвестным разумом, фактом, миром. Писатели-фантасты давно уже исподволь готовят нас к подобным встречам — до

статочно вспомнить хотя бы «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, «Солярис» Станислава Лема, «Черное облако» Фреда Хойла. Мыслящие облака, разумные медузы, цветы, наделенная сознанием целая планета, загадочные, таинственные, непостижимые явления — вот далеко не полный перечень диковинок во плоти и духе, живущих на страницах фантастических сочинений.

Встреча с Неизвестным... Чтобы быт:-, заблаговременно готовым к ней, мы должны уже теперь моделировать в искусстве (и, в частности, в живописи) подробности «свидания на звездном уровне». Таков необычный замысел молодого львовского художника Петра Кливака, воплощенный в его графической серии «Программируемые миры».

«Стало общим правилом, что летчики, мореплаватели, шоферы, космонавты поначалу обучаются на тренажерах, а затем только получают возможность испытывать свое мастерство в реальной обстановке, — пишет Петр Кливак. — Не сомневаюсь, что в будущем появятся устройства, которые будут имитировать встречу земных посланцев с другими мирами. Мои гравюры — попытка представить Неизвестное методом проб и ошибок, попытка зрительно запрограммировать непредсказуемые события в грядущем».

Удался ли художнику его замысел? На этот вопрос пусть ответят сами произведения Петра Кливака.

В. козьмин

10