Техника - молодёжи 1972-09, страница 20

Техника - молодёжи 1972-09, страница 20

Я почувствовал это, когда пригласил комсорга треста Николая Гриня. в комитет ВЛКСМ комбината. Пришел он как-то нехотя (приглашение пришлось повторить), но такая встреча была нужна: хотелось свести за одним столом комсомольцев — химиков и строителей.

РАЗДУМЬЯ ВОЖАКОВ

В комитете комсомола рассаживались чинно аппаратчица Лида Киселева, электрик Володя Ивлев, лаборантка Наташа Соловьева, комсорг завода Юра Чернигин и подошедший позже секретарь комитета комсомола треста Николай Гринь.

Беседуем. После работы ребятам скучно, в городе один небольшой кинотеатр, а ведь каждый вечер не поедешь в Москву — далеко. Не хватает жилья — многие уезжают. У треста нет дома отдыха. Запущена территория вокруг Дворца спорта.

Кто должен эти проблемы решить? Вот они сидят, химики и строители, те, кто создал замечательные цехи и теперь работает в них. Куда девался тот задор, с которым они работали в пору ударной комсомольской? Кто мешает им так же трудиться и сейчас?

Говорят: тогда был трудовой праздник, ясная цель, внимание всей страны. Сейчас — будни. И хотя коллектив комбината выступил с новой инициативой, накал страстей уже не тот. Вот если бы снова поднять здесь знамя ударной комсомольской!

— Был я недавно в Запорожье, — размышляет Гринь. — Тресту очень нужен кислотоупорный щебень. Я обратился к комсомольцам, но помочь они ничем не смогли — у них на очереди другие ударные комсомольские стройки. Так и возвратился несолоно хлебавши.

Конечно, хорошо, когда твоя стройка в центре внимания и все тебе помогают. Но штурм не может длиться годами. Наступает момент, когда главные объекты сданы, ударные отряды возвращаются домой и приходится надеяться только на свои силы.

Объезжая строительные объекты, я не раз видел места, где отставание уже неизбежно. Например, будущий цех компрессии. По плану его нужно сдать к концу года, монтаж оборудования требует пяти месяцев, а основные строительные конструкции еще не готовы. Отстает сооружение горно-химического комбината. В чем причина?

— У нас не хватает людей, — отвечает Гринь.

— Но почему же они от вас уходят? Ведь еще недавно тысячи комсомольцев ехали работать в Вос-кресенск.

Что он мог' ответить? Строителям не хватает жилья — «сапожник ходит без сапог», часть строителей переходит к соседям. На смену четкому ритму комсомольской стройки пришла суета будней. Сегодня рабочий монтирует цех, завтра возводит жилье, а через день — строит очистные сооружения, поневоле теряя квалификацию и снижая выработку.

В таких условиях любая трудность превращается в неразрешимую проблему. Тресту не хватает 12 тысяч тонн цемента. Это не чей-то недосмотр. Цемент планируется на каждый миллион рублей сметной стоимости, и если на строительстве комбината его не хватает, то где-то в главке есть излишки этого материала. Как бы поступили комсомольцы в пору ударной стройки? Обратились за помощью к «прожектористам» соседних трестов, и те разыскали бы недостающий цемент.

Сейчас «Комсомольский прожектор» светит не ярко, его луч едва лишь достает до стен завода. Нужный материал пытаются получить иным путем, пишут в вышестоящие организации, оттуда отвечают, что цемент есть — в главке. Бюрократическая суета продолжается, а пусковые объекты стоят.

Но, может быть, у химиков дела обстоят лучше? Нет, поток мелочей засасывает и их. Цех сложных удобрений был сдан с недоделками. Часты поломки оборудования. И те самые ребята, что создавали новое производство, оказались не на высоте. Флаг ударной спущен, рапорт сдан. Но ведь осталось главное — освоить цех на полную мощность. И здесь комсомольцы не проявили того упорства, которое было нормой в пору строительства.

ПРОБЛЕМКИ И ПРОБЛЕМЫ

Еще недавно вся страна интересовалась делами в Воскресенске. Воскресенцам это было приятно. Но вот гранулы удобрений в прозрачных мешочках стали уходить за пределы завода, Воскресенские химики занялись своими, заводскими делами. Казалось, именно сейчас комсомольцы должны были бы выезжать в совхозы, интересоваться, как их труд воплощается в урожаи на полях. Они могли бы помочь хлеборобам, ответив на многие их вопросы. Например, как складировать и применять «витамины полей»? Концентрированные удобрения — это же новинка. Разве нельзя при отгрузке приложить подробную инструкцию?

И теперь о самих мешочках. Каждый из них стоит 19 копеек. Их сотни тысяч — и хоть бы один вернулся обратно! Если бы возврат мешочков только по Московской области составил 30 процентов, то было бы получено 100 тысяч рублей экономии. А сколько это составило бы целиком по стране?

Нельзя не согласиться с этим предложением секретаря комитета ВЛКСМ Юрия Чернигина. Однако если бы тысячи мешочков вернулись сегодня на завод, то там просто не знали бы, что делать с ними, — технология их вторичного использования еще не разработана. Тем более не найдены те экономические рычаги, с помощью которых эти мешочки можно было бы возвратить с полей.

Экономическая учеба — дело конкретное. Не случайно на комсомольском, собрании в Воскресенске секретарь ЦК ВЛКСМ Г. П. Елисеев сказал:

— Комсомольская организация должна сделать серьезные выводы. Без решения вопросов повышения общеобразовательного уровня нашей молодежи, улучшения экономического образования мы с поставленными задачами не справимся. У вас на комбинате более тысячи рабочих и служащих не имеют среднего образования. 546 из них нигде не учатся. Это в основном молодые люди в возрасте до 26 лет. Как можно освоить сложную технику, научиться ею управлять, если так мало уделяется внимания повышению общеобразовательного уровня молодежи?

Как химики, так и строители отнеслись к решениям представительного собрания исключительно серьезно. В жизни комбината наступает новая пора — флагман химии должен быть передовым и по благоустройству. Одним из первых в отрасли он получит АСУП — автоматизированную систему управления производством.

Но есть проблемы, которые так просто не решить. Как привлечь на учебу тех, кто учиться не хочет? Как организовать досуг молодежи? Как объединить всех воскресенцев — и химиков, и строителей — на решение новых государственных задач?

Трудный период переживает сейчас Воскресенский гигант. И все-таки верится, что молодые химики и молодые строители эти трудности преодолеют. Комсомол —■ это огромная сила. Особенно там, где молодежь действует дружно и сообща.

ХАРЬКОВСКИЙ, наш спец. корр.

18