Техника - молодёжи 1972-10, страница 11

Техника - молодёжи 1972-10, страница 11

ветственно грабовые, елово-грабовые и еловые, они замещают друг друга с юга на север республики.

В науке решение одного вопроса выдвигает другой, а то и сразу несколько. В 1956 году в Минском институте биологии была организована лаборатория геоботаники. Перед молодыми в то время учеными — Виктором Парфеновым, Дмитрием Голодом, Николаем Ловчим и вторым автором статьи — и поставили задачу решения этих вновь возникших вопросов.

Удивительно «выгодное» (для геоботаника) положение занимает Белоруссия. Кажется, не такая уж большая у нее территория: с севера на юг — 560, с запада на восток — 650 км. Но попробуем взглянуть на эту территорию с точки зрения метеоролога. В северо-восточной части Белоруссии, на Витебщине, среднегодовая температура воздуха равна 4,1°, а в юго-западной, на Брестчине, — 7,3°, вегетационный период (количество дней с температурой воздуха выше определенного предела) там на 28 дней — почти на месяц — длиннее, теплообеспеченность (сумма температур выше определенного предела) выше на 500—600°. На севере атмосферные осадки превышают испарение, на юге эти соотношения обратны либо равны. Получается, что есть у нас и суровый,

влажный север, и теплый, несколько засушливый юг.

Исследования показали, что, в частности, граница ареала ели почти копирует изолинии с вегетационным периодом 155 дней и теплообеспе-ченностью 2480° (см. рис.). С другой стороны, если взглянуть на область сплошного распространения ели в Европе, то она буквально укладывается в зону достаточного увлажнения с коэффициентом увлажнения в пределах 1,00—1,49 (из этой зоны выпадает юг нашего Полесья). Значит, климатические условия — повышенная теплообеспеченность и низкая влажность воздуха — препятствуют распространению еловых лесов на юг. Нетрудно сделать и второй вывод: те самые факторы, которые лимитируют распространение ельников, оптимальны для граба и дуба.

Но так ли уж безусловны эти климатические границы? Ведь дуб встречается даже у Ленинграда, граб можно вырастить под Москвой, а ель, хотя и очень редко, попадается и в Полесье. Мы рассуждали так: если ель, дуб, граб получают у границ своего распространения минимум необходимых жизненных условий, то они, по логике вещей, должны быть угнетены, малорослы. В природе можно найти сколько угодно подобных примеров: чем выше в горы,

тем ниже деревья; в лесотундре и тундре преобладают карликовые формы — в обоих случаях климат властно диктует свои условия жизни.

Однако наши ожидания не оправдались. Изучая еловые и грабовые леса у границ их распространения, мы с удивлением убедились: нет никаких признаков угнетения. Спилили модельные деревья, построили графики хода роста: да, в течение всей жизни они росли весьма успешно, ничуть не хуже других, для которых климат не ставил никаких препятствий. Неужто мы ошиблись, считая ухудшение климатических условий сдерживающим фактором распространения ели к югу, а граба и дуба к северу?

В природе ни один процесс не совершается изолированно от других. Да, ель по мере продвижения к югу встречает все более жесткие климатические условия, которые снижают ее жизненность. Но эти же условия оптимальны для развития других ле-сообразователей — дуба, граба, ольхи черной, березы, сосны. Ель должна выстоять в конкуренции с ними в лесу — вернее, в растительном сообществе — фитоценозе. На севере, где климат для ели благоприятен, ей это удается сравнительно легко. На юге же борьба за господство решится в пользу ели лишь в местах, особенно подходящих для ее роста.

_ ГРАНИЦЫ СПЛОШНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОЛЬХИ СЕРОЙ (I), ГРАБА (II), ЕЛИ (III)

__It БОЛЕЕ 10°

__ длительность ПЕРИОДА Ct > 5°С

... ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА Ct>l0

ЛЕСИСТОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ ССР

ЛЕСИСТОСТЬ В ПРОЦЕНТАХ,%

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

] ДоЮ

11-20

1 | 21-30

I Н 31-40

шшм

41-50

свыше 50