Техника - молодёжи 1973-03, страница 60щиеся заслуги перед Советским Союзом и свободной Болгарией Александр Пеев-Боевой был награжден орденом Ленина и орденом Георгия Димитрова. И поныне широта и всесторонние интересы этого разведчика и доктора наук пробуждают глубочайшее уважение. О ситовской надписи снова заговорили в начале пятидесятых годов, на этот раз в связи" с работами прекрасного знатока древних языков академика Ивана Гошева. Он полагал, что надпись начинается со слов: «Я, князь рунхинов...» Рунхины были славянским племенем, обитавшим частично в Родопах. Как предположил Гошев, они высекли свои руны в скале, чтобы сообщить будущим поколениям нечто исключительно важное. Возможно, академик Гошев, расшифровав знаки до конца, доказал бы, что ситовская надпись являет собой славянские руны. Однако незадолго до своей смерти ученый отказался (вот еще одна тайна!) от своего толкования «Я, князь рунхинов...». После его смерти знаки опять стали полной загадкой. Еще одна надпись, сделанная теми же начертаниями. Может быть, она поможет расшифровке. ...В 1967 году в популярном болгарском журнале «Космос» появился фантастический рассказ, главный герой которого волею обстоятельств оказался в Ситовской пещере. Здесь-то, пережидая ливень, он и открыл тайный вход в подземелье. Проникнув туда, он открыл поющую скульптуру Орфея. Кто же был Орфей? Родопский фракиец. Герой древнегреческих мифов. Музыкант, врач, философ. Правомерно ли легенду об Орфее связывать с ситовской надписью? На этот счет существует древнее предание. В нем утверждается, что у старых фракийцев никто не знал букв. Поэтому некоторые осмеливались утверждать, что мудрый Орфей не мог быть фракийцем. Так полагал Андротион, современник Демосфена, исследователь истории Афин. Но даже предположение о том, что Андротион прав, не проливает свет на проблему ситовской надписи: кто оставил нам в наследство каменные письмена Родоп? (Перевод с болгарского) Большинство современных лингвистов приходят к выводу о родстве фракийского языка с языком древнейших обитателей Балканского полуострова — легендарных, пеласгов, населявших в древности Балканы, Грецию, острова Мраморного, Эгейского, Средиземного морей и прибрежные районы Малой Азии. Накануне возникновения первого фракийского государства на территории современной Болгарии — Одрис-ского царства — у древних фракийцев появилась буквенно-звуковая письменность, основанная на греческом алфавите (VI—V века до н. э.). Надписи на фракийском языке, сделанные с помощью греческого алфавита, хорошо известны лингвистам. Ситовская же надпись, как можно видеть из публикуемой фотографии, выполнена иными знаками, и лишь отдельные из них смутно напоминают древнегреческие N, М, К и др. Может быть, в надписи отражена попытка создания собственного, фракийского, письма, на своей, фракийской, азбуке с использованием элементов древнегреческих букв? О том, что подобное явление могло иметь место, пишет в своей послед ней работе болгарский историк профессор Дм. Ангелов. Он полагает, что одной из причин слабости Одрисско-го царства и последующего его распада явилось то, что фракийцы не имели собственной фракийской азбуки и письменности, способной объединить фракийские племена в единую устойчивую этническую общность. Однако попытки создания фракийской азбуки наблюдались, о чем говорит одна надпись на каменном надгробье, обнаруженном в селе Кьолмен Преславского района (VI век до н. э.). Этот уникальный эпиграфический памятник исполнен на переходном между дако-мизийским и фракийским диалекте буквенными знаками, «подобными по своему характеру знакам, употреблявшимся в то время в северо-западной Малой Азии»... Однако опыты по созданию собственной фракийской азбуки носили спорадический характер и не дали особенных результатов; впоследствии, как это известно, среди фракийских племен распространились греческая азбука и греческий язык, ставший официальным государственным языком в Одрисском царстве, населенном фракийцами. Таким образом, разбирая этот вариант № 1 в попытках определить этническую принадлежность авторов ситовской надписи, можно высказать мнение, что ее создателями, вероятно, могли быть фракийские племена, знавшие или создававшие свою раннюю письменность на основе какого-то малоазийского буквенного алфавита. (В северо-западных районах Малой Азии в указанное время проживали родственные фракийцам по языку и происхождению мизийцы, мизы и фригийцы, ИЛИ фриги, испытавшие сильное культурное влияние со стороны соседних «письменных» народов Средиземноморья.) Вариант № 2. Как известно, Балканский полуостров в его «фракийской» части издавна являлся местом оживленных сношений народов Европы и Азии, своеобразным «мостом» между двумя континентами, по которому проходили «великие переселения народов» древности и раннего средневековья. Так, в IX—VII веках до н. э. через Балканы и Малую Азию прошла часть киммерийских племен, в древности населявших степные пространства Северного При 57
|