Техника - молодёжи 1973-04, страница 24

Техника - молодёжи 1973-04, страница 24

Биография открытия

ВЕТРЫ ЗЕМНЫЕ, ВЕТРЫ КОСМИЧЕСКИЕ

Л. ДЬЯКОВ, заведующий Гелиометеорологической станцией Горной Шории

В N& 2 за 1973 год были опубликованы ответы заведующего Гелиометеорологической станцией Горной Шории А. Дьякова на вопросы корреспондента журнала «Техника — молодежи». В интервью речь шла об актуальной научной проблеме — влиянии Солнца на погоду. Этот материал, помещенный под заголовком «Волны погоды — как их предсказывать?», вызвал оживленные читательские отнлики. В письмах читатели интересуются подробностями поставленной проблемы, задают новые вопросы. По просьбе редакции А. Дьяков продолжает рассказ о своих исследованиях.

Многие опрашивают меня: как возникла и развивалась идея о влиянии солнечной активности на погоду?

Вот лишь некоторые вехи. В 1926 году Л. Данилов издал в Виннице небольшую книжку под названием «Волны погоды». Несколько необычный для метеорологии термин автор употребил, чтобы обозначить случайно подмеченное явление — самопроизвольное колебание атмосферного давления с периодом 18—25 суток. В 1931 году существо

вание таких волн подтвердил немецкий синоптик В. Швердфегер. Речь шла о собственных затухающих колебаниях атмосферного давления.

В январе 1934 года, на I съезде Всесоюзного астрономо-геодезиче-ского общества, выступил сотрудник Ташкентской обсерватории М. Жуков. Он-то первым и сказал «а». Жуков заявил, что после прохождения группы пятен через центральный меридиан светила на Европу со стороны полуострова Таймыр обрушиваются потоки холодного воздуха. Доклад ташкентского исследователя не вызвал энтузиазма. Вскоре Жуков умер, его работа в обсерватории не нашла продолжателей.

Не прошло и нескольких лет, как обнаруженный в Ташкенте факт «переоткрыл» молодой астроном Пулковской обсерватории Б. Руба-шев, ныне доктор физико-математи-ческих наук. Его сообщения были опубликованы в солидных научных изданиях: журнале «Метеорология и гидрология» за 1939 гад и «Докладах АН СССР» за 1940 год. Б. Ру-башев сделал тогда около 40 сопоставлений между солнечными и земными явлениями.

Я же в 1938 году подметил, казалось бы, совершенно иное явле

ние. То был год, когда нарастание солнечной активности проявилось несколькими скачками, в мае, июле и ноябре. Работая в Западной Сибири, я обратил внимание, что и в мае, и в июле, и в ноябре 1938 года туда вторгались потоки теплого воздуха из тропиков. Каждый раз эти потоки шли навстречу арктическим течениям, о которых говорил М. Жуков. Если смотреть по ходу движения холодного потока, то теплый был слева от него. Между ними возникала зона пониженного давления.

Тогда-то мне и пришла в голову счастливая мысль — связать между собой два как будто независимых факта. Возникла гипотеза об усилении циркуляции воздуха под действием скачков солнечной активности. С этой точки зрения движение мощных встречных потоков — холодного и теплого — представилось двумя сторонами одного глобального процесса.

Эти мысли появились у меня под влиянием интересной работы советской исследовательницы Э. Лир. Она доказала, что всякому атмосферному потоку сопутствует встречный, текущий слева от него.

Естественно, у меня возник интерес ко всем данным, касающимся пятен на ближайшей к нам звезде. Наиболее полные сведения о динамике площади пятен собраны в Гринвичской обсерватории (Англия). Там подобные наблюдения ведутся с 1872 года. Просмотрев данные за много лет, я обнаружил, что максимумы «пятноразрастания» повторяются в среднем через 18—22 суток. С таким периодом и происходят колебания энергии солнечной активности, а значит, и порывы «солнечного ветра».

Вот где было чему удивляться! Ведь период ранее замеченных самопроизвольных волн давления в земной атмосфере составил, как я уже сказал вначале, 18—25 суток. Напрашивалась мысль: нижние слои

воплощенные мечтания рыцарей электроники

струй и тончайшей игрой цветовых оттенков оставляет неизгладимое впечатление. Проводились под открытым небом и вечера, целиком посвященные творчеству отдельных композиторов.

— Правда, не всякая музыка хорошо «смотрится», — говорит автор проекта, доктор технических наук А. Абрамян. — Я мечтаю о том времени, когда композиторы будут писать сочинения специально для фонтанов...

ХАРЬКОВ

В городском парке культуры и отдыха открыт зал цветомузыки. Сту

денты, молодые инженеры и конструкторы помогли воплотить в жизнь давнишнюю мечту Юрия Правдюка — художника и специалиста по электротехнике. Концерты проходят регулярно и привлекают тысячи любителей искусства.

Ю. Правдюк рассказывает: «Оборудование зала состоит из акустической системы, проекторов и исполнительского инструмента. Малейшее движение рычагов, их взаимное перемещение вызывает плавное изменение цветовой композиции на экране. В каждом из 50 проекторов перед вращающимися фигурными дисками находятся светофильтры, а

позади — лампы накаливания. С их помощью и создается динамическая светоживопись. Музыка воспроизводится по магнитофонной записи, а инструмент дает возможность исполнителю свободно импровизировать партию цвета в соответствии с творческим замыслом и законами восприятия».

МОСКВА

В Измайловском парке столицы выросла 18-метровая башня, отделанная оргстеклом. Это установка «Андромеда», построенная молодежным коллективом одной из лабораторий Научно-исследовательского

22