Техника - молодёжи 1973-09, страница 48

Техника - молодёжи 1973-09, страница 48

СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ МАКСИМА

образца 1910 года

М-ТМ-

Под редакцией

Героя Социалистического Труда академика А. БЛАГОНРАВОВА, Героя Социалистического Труда заслуженного изобретателя РСФСР С. СИМОНОВА,

Героя Советского Союза генерал-полковника И. ЧИСТЯКОВА. Коллективный консультант — Центральный музей Вооруженных Сил СССР

Когда в 1887 году в русской армии появились первые пулеметы Максима, мало кто увидел в этом громоздком сооружении оружие будущих маневренных войн. На артиллерийском лафете с высокими колесами, которые вполне подошли бы легкой пушке, пулемет обосновался сначала в крепостях и только перед русско-японской войной стал поступать в строевые части. С тех давних лет и началась боевая служба этого редкого по своей долговечности образца автоматического оружия.

Термин «пулемет» не сразу прижился в военном лексиконе русской армии. Отдавая дань неавтоматическим предшественникам «максима», его нередко называли картечницей — в память о многоствольных стрелковых системах. Несколько стволов, соединенных на лафете артиллерийского типа, могли повысить скорострельность до 200—300 выстрелов в минуту. Шестиствольная картечница образца 18^3 года русского изобретателя В. Барановского участвовала в русско-турецкой войне. Она весила 139 кг; дальность стрельбы составляла 1200 м. Название такого оружия ясно указывает на его назначение — поражать картечью живую силу противника на близкйх расстояниях.

Большой вес и сравнительно малая дальность стрельбы — вот недостатки картечниц, поставившие их как бы

между стрелковым и артиллерийским оружием. Полевые войска не устраивала громоздкость системы, кроющаяся в самом принципе мно-гоствольности. Картечницы обосновались в крепостях. Эта же участь была уготована первым пулеметам системы Максима.

Действие автоматики пулемета основано на отдаче затвора и сцепленного с ним ствола под давлением пороховых газов. Откатившись на некоторое расстояние, затвор и ствол расцепляются и движутся независимо друг от друга.

Испытания максимовской системы в России прошли в апреле 1887 года, но вопреки многообещающим данным нового оружия не вызвали восторгов у военных. Сказались и конструктивные недостатки «максима», и опасения, связанные со сложностью автоматики пулемета. Как ни парадоксально, некоторых военных отпугивала высокая скорострельность. Излишняя быстрота стрельбы, по мнению генерала Драгомирова, вовсе не нужна для того, чтобы «расстреливать вдогонку человека, которого достаточно подстрелить один раз».

Признание «максим» получил в первых же серьезных сражениях русско-японской войны, когда выяснилась чрезвычайная эффективность пулемета в бою. Начались поиски путей облегчения конструкции.