Техника - молодёжи 1973-10, страница 14

Техника - молодёжи 1973-10, страница 14

ПРОБЛ МЫ И ПОИСКИ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭСКУЛАП

На вопросы корреспондента журнала Г. МАКСИМОВИЧА

отвечает вице-президент Академии наук УССР, директор Института кибернетики АН УССРГ над которым шефствует «Техника — молодежи», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии академик Виктор Михайлович ГЛУШКОВ

— Виктор Михайлович, я прекрасно знаю, что вы — кибернетик. Но мой вопрос будет далек от этой науки. Скажите,, каким станет труд врача, ну скажем, где-то на грани XX и XXI веков?

Уже сегодня со страниц газет и журналов чуть ли не гимны поют «электронному врачу» — компьютеру, который в считанные минуты ставит диагноз и назначает лечение. Так ли это? Выходит, что в конце нашего столетия молодым людям уже не будет никакого смысла поступать в медицинские институты, разве что на хирургическое и стоматологическое отделения?

— Действительно, электронно-вычислительная техника уже сегодня прочно заняла место во многих больницах и клиниках мира. Но речь ни в коей мере не идет о замене врача машиной. Ведь не считаем же мы, что автоматизированные системы управления предприятиями лишат работы директоров, инженеров, техников, экономистов. Нет, речь идет не об этом, а о помощи ЭВМ в исцелении различных человеческих недугов.

В связи с вашим вопросом мне хочется еще раз повторить: кибернетика никогда не ставила и не ставит своей целью подмену других наук. Просто она проникает в них, давая им принципиально новый метод исследования — так называемый метод математического моделирования, математического эксперимента. Самая сильная его сторона как раз в том, что он пригоден для всех наук, не исключая описательных.

Только на первый взгляд кажется, будто у медицины с математикой очень мало общего. Ведь вся жизнедеятельность организма — это посто

янная работа каких-то органов, и ее параметры можно передать математическим языком. Да и сам человек — это, выражаясь фигурально, целый склад различных цифр.

Наш организм, например, состоит из 1028 атомов. Как видите, не так уж мало. Прекрасный и довольно компактный насос — сердце перекачивает за 1 мин. около 5 л крови, каждая капля которой содержит около 5 млн. красных кровяных телец. За 1 сек. человек теряет около 1 тыс. квантов энергии. А из 14 млрд. нейронов нашей нервной системы мы целесообразно используем всего 4%. Если бы мы начали строить ЭВМ с таким же свободным запасом элементов, то ее размеры превысили бы все разумные пределы.

Теперь давайте от математического портрета человека перейдем к кибернетическому. Для этого сначала надо провести структуризацию, выделив отдельные элементы организма. Мы с вами столь кропотливой задачей заниматься не будем, ибо ответ на нее уже известен. У человека около 10 тысяч структурных элементов — органов, желез, систем регуляции и так далее. И у каждой из систем свои параметры. Конечно, они не всегда выражаютгя числом. Например, слизистая оболочка кишок может быть просто в разных состояниях — нормальном, среднем, угнетенном.

После структуризации переходим к следующему этапу — пытаемся представить характер общения человека с внешней средой. Например, занятия гимнастикой оценим по десятибалльной шкале: занимается ли человек ею вообще, каждое утро или от случая к случаю и т. п. Пользуясь такой шкалой, мы можем оценить и

тип работы человека, выявить, какую долю в его труде составляют физические, а какую — умственные нагрузки.

Все эти данные и составят кибернетический портрет человека. Поскольку они выражены в цифрах, их можно ввести в вычислительную машину.

— Ну а зачем же нужно все это? Ведь врачи и сейчас довольно хорошо справляются со своими обязанностями, даже когда и не знают всех этих многочисленных данных,

— Конечно, в чем-то вы правы. Но я и не говорил, что компьютер заменит врача. Кибернетика как бы склеивает достижения и знания различных дисциплин. Как мы видели, человеческий организм — штука довольно сложная. Отдельные части его изучают специалисты разных профилей, И получается слишком много частностей, а представление о целом отсутствует. Нейрофизиолог, например, в эндокринологии разбирается довольно слабо. Получается, что каждый из специалистов как бы знает все, но ни о чем. А ведь в организме все взаимосвязано.

— Как же обрести комплексный взгляд на состояние пациента? Может быть, все-таки полагаться на большой консилиум из представителей различных областей медицинской науки?

— Такой вариант, пожалуй, как-то решает проблему Но в любых ли условиях возможно созвать консилиум? А ведь. если случай очень тяжелый, то необходимы врачи самой высокой квалификации, которых, естественно, не так уж много.

12