Техника - молодёжи 1973-11, страница 16

Техника - молодёжи 1973-11, страница 16

ТРИБУНА-

СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ

Если протянуть цепочки формул...

К 4-й странице обложки

А. КИШКИН, инженер-технолог молочной промышленности

«Универсальное средство», «Большая надежда», «Лекарство биовека» — под такими заголовками обошли мировую прессу сообщения об открытии простагландинов и экспериментах с этими веществами, удивившими даже маститых ученых.

У журналистов были достаточно веские основания, чтобы придать своим статьям сенсационный характер. Простаглаидины были открыты дважды. В первый раз на них никто не обратил внимания, а во второй — они стали оцениваться чуть ли не на вес лунной пыли. Уже один этот факт приковывал внимание читателя.

Подобных сюрпризов трудно ждать от современной всезнающей науки. И все же они бывают, особенно в биохимии и молекулярной биологии. А вновь открытые вещества как раз принадлежат к типу физиологически активных, причем активных в очень высокой степени. Однако всю историю их поисков надо хотя бы кратко пересказать по порядку.

Еще в начале 30-х годов профессор Ульф ван Эйлер (Швеция) и доктор Морис Голдблат (Англия) обнаружили стимулирующее действие экстракта семенников барана. Впрыснутый животным экстракт вызывал мышечные сокращения, а также резко снижал кровяное давление.

Сам термин «простагландин» возник благодаря ошибке, ибо Эйлер предположил, будто выделенное им вещество вырабатывается предстательной железой — простатой. Ныне известно, что оно есть во многих тканях и жидкостях организма. Но термин успел воити в научный обиход, и его ие стали менять.

На протяжении почти двадцати лет быстро забытые изыскания профессора Эйлера не привлекали внимания ученых. Лишь после того как в 1962 году его ученик Суи Берг-стрём, ныне директор Каролинского института в Стокгольме, расшифровал химическую структуру двух простагландинов, начался исследовательский бум. И вот теперь мы знаем о них много поистине невероятных вещей, правда, уже успевших стать очевидными истинами.

Стало понятно, почему таинственное вещество так долго не давалось в руки экспериментаторам. Его количество составляет обычно одни микрограмм на 1 г ткани. А в экстракте семенников его концентрация в 100 раз больше. «Не будь этого изобильного источника, — говорилось в одной из статей, —- простагландин, наверное, и сегодня ожидал бы своего открытия». Трудности были вызваны еще и тем, что время существования в тканях и без того микродозированного вещества (от момента его выделения в чистом виде до разрушения так называемыми катаболическнми ферментами) исчисляется буквально секундами.

Теперь известно 14 разновидностей простагландинов. И лишь один препарат, именуемый в научных статьях Ф2-альфа, сохраняется в обычных условиях. А, к примеру, вещество типа Е способно распадаться и исчезать даже во время транспортировки.

Только щедрое финансирование американской фармацевтической фирмы «Апджон» позволило Бергстрёму получить первые миллиграммы прос-тагландина из тонн замороженных овечьих желез. Так что сравнение стоимости этих миллиграммов с ценой лунного грунта отнюдь не преувеличение. Погоня за ними была очень рискованным предприятием, ибо могла окончиться полной неудачей.

Сомнения скептиков рассеялись лишь после того, как удалось найти метод синтеза, сделавший новое вещество из баснословно дорогого только очень дорогим. Оказалось, что одна из ненасыщенных жирных кислот (линолеиовая), выделенная из семян огуречника, может служить предшественником простагландина. Необходимые для его синтеза ферменты были извлечены из семенников барана. Препараты, полученные по этому способу, обходились по це

не от 2 до 3 тыс. долларов за грамм. Впоследствии эта сумма уменьшилась, ибо нашлись новые пути для достижения той же цели. И хотя в повестке дня — проблема широкого применения препарата в медицинской практике, он все еще остается дорогим

Справедливости ради надо сказать- медики вовсе не думали встречать достижение биохимиков бурными приветственными возгласами. Если данное вещество находят почти всюду в организме, то как установить его направленное влияние и применить для лечения совершенно определенных недугов?

Вопрос был резонным, но постепенно и на него нашлись ответы. По мере отыскания разновидностей простагландинов выявились их специфические воздействия на человеческий организм. Эти воздействия оказались многосторонними и далеко не одинаковыми, хотя виды самого препарата ие слишком различались по химической структуре. Если простаглаидии Ф2-альфа повышает кровяное давление, то Е2 понижает его. Но в основе действия всех соединений данного типа лежит их способность регулировать активность гладких мышц, секрецию желез (желудочных, эндокринных и других), интенсивность кровотока.

Расслабление мышц бронхов позволило, например, улучшить приток воздуха к легким и облегчить дыхание больных астмой. Смазывание носа препаратом Е1 сужает кровеносные сосуды, расширяя тем самым носовые ходы. То же вещество (в соответствующих дозах) задерживает выделение излишнего желудочного сока и может служить для профилактики язвы желудка. Препараты типа Е влияют на холестериновый обмен, регулируя расщепление липидов в жировых тканях.

Удивительна роль простагландинов в женском организме. Их стимулирующее действие уже использовано в 5 тыс. случаев для облегчения трудных родов. В нашей стране значительный опыт применения нового препарата приобрел Институт акушерства и гинекологии, который поддерживает научные контакты с Каролинским институтом в Стокгольме.

Для изучения семейства из 14 простагландинов Международная организация здравоохранения учредила особую исследовательскую программу. Ученые питают надежды, что новое средство поможет победить коронарную болезнь сердца, гипертонию, артрит подобно тому, как вакцины и антибиотики помогли обуздать полиомиелит и туберкулез.

Однако медицинская часть проблемы — предмет особого разговора, и не она гривлекает сейчас наше внимание (интересующиеся ею могут об-

14