Техника - молодёжи 1973-12, страница 21дизайнеров заняло бы не одну страницу. Это и проекты счетно-вычислительных машин «Вятка» и «Вильнюс», нового мотороллера «М-175», настольного телефона, электропишущей машинки «Украина», электроплитки, станков и многого другого. Вспомните, как покупатели в магазине отличают кефир от молока. По крышке на бутылке. Время и труд неисчислимого количества сортировщиков, грузчиков, шоферов, продавцов, покупателей было сэкономлено путем незначительного изменения упаковки — введением цветового обозначения крышечек. Дизайнер в данном случае не изменил и не улучшил продукт, в принципе не изменил и упаковку. Но он ввел цветовое разделение, и мы уж не спутаем кефир с молоком, ацидофилином, ряженкой. Следовательно, в заботы художника-конструк-тора входит и выделение информативных качеств вещи. Главная задача дизайнера состоит в том, чтобы упорядочить предметы, сделать более легким и удобным обращение с ними, организовать красивую, эстетически воздействующую среду. Художник-конструктор создает новые вещи, станки, машины, обслуживающие человека. Однако все качества и свойства изделий должны выступать в органическом единстве с их назначением. Дизайнеры А. Мозгов, Г. Елькин, Н. Москаленко из Московского высшего художественно-промышленного училища разработали, например, самоходную буровую установку. Ее рабочая мачта, шарнирно закрепленная на жесткой ферме, располагается перед кабиной оператора. Мастер может контролировать буровой процесс, не выходя из кабины. В результате художественно-конструк-торской разработки установка приобрела лаконичную, функционально оправданную, выразительную форму. Автомобилисты знают, как важно, чтобы колеса машины были точно сбалансированы. Грузинские дизайнеры Ш. Долаберидзе и Б. Джанкарашвили создали принципиально новый станок для динамической балансировки колес легковых автомобилей. Специалисты подсчитали эффективность станка — свыше 12 тысяч рублей. Казалось бы, что сложного в обыкновенной детской коляске. Но художники-конструкторы Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики провели тщательное исследование колясок, выпускаемых промышленностью, изучили спрос на них, выслушали пожелания родителей И на основании анализа разработали 5 новых типов колясок. Вот, скажем, универсальная коляска. Капюшон откидывается, дно наполовину опускается. Ребенок может лежать, сидеуь со всеми удобствами. Колеса снабжены стояночным тормозом — сама «карета» малыша даже на неровной местности никуда не покатится. Внутри предусмотрены отделения для сосок и погремушек, внизу — багажная сетка для поклажи (если мама решила по пути забежать в магазин). Ручку коляски можно поднять или опустить, приноравливаясь к росту родителей. Немаловажный факт: все пять типов колясок спроектированы с учетом использования унифицированных деталей — одинаковых колес, ручек, легких и прочных стальных трубок. Значит, наладить производство несложно. На ученом совете ВНИИТЭ разработки дизайнеров в области малышового «сервиса» были одобрены и рекомендованы к внедрению в промышленность... Лучшие образцы дизайна не только удобны, но и воспитывают вкус. Это сближает техническую эстетику с искусством, делает ее явлением ие только материальной, но и духовной культуры общества. студентов и научных работников, науки— технической эстетики. Прежде чем создать проект новой пожарной машины, художникам-конструкторам ВНИИТЭ пришлось перебрать множество эскизных вариантов. Это не нрасивая игрушка, а рабочий инструмент — пневматическая шлифовальная машинка. Один из проентов БелАЗа, разработанный сотрудниками института технической эстетики.
|