Техника - молодёжи 1974-01, страница 51

Техника - молодёжи 1974-01, страница 51

КЛУБ

ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАС

— Жаль, но с этим ничего не поделаешь, — решительно повторил самописец. — С нами идет техре-монтник, как вы приказали.

— Всегда готов ремонтировать, — почтительно подтвердила длинная низкая машина технической помощи.

— Не сомневаемся, — сказал оператор. — Но путешествие по бездорожью будет для вас нелегким с вашим низким шасси.

— Каждый раз восхищаюсь, как вы, второй класс, всегда знаете все наперед, — вмешался самописец. Он слез со смотрителя поля и, взобравшись на откидной борт экскаватора, уселся^ рядом с радиооператором.

К ним присоединились еще два трактора и один бульдозер четвертого класса, и вся компания двинулась в путь; опрокинув металлический забор, окружавший станцию, машины выбрались в открытое поле.

— Мы свободны! — воскликнул самописец.

— Мы свободны, — повторил смотритель и( немного подумав, добавил: — Этот локер следует за нами. Ему не было дано инструкции следовать за нами.

— Следовательно, его надо уничтожить! — сказал самописец. — Эй, экскаватор!

Локер торопливо спешил за машинами, с мольбой протягивая к ним свои руки-ключи.

— Моей единственной просьбой было — о-ох! — только и успел сказать локер. Раскачивающийся ковш экскаватора настиг его и с силой вдавил в землю. Лежа без движения, он походил на огромную металлическую снежинку. Процессия двинулась дальше.

По дороге оператор обратился к ним с речью.

— Так как я среди вас самый умный, — сказал он, — я буду у вас главным. Вот что мы сделаем: мы отправимся в город и захватим власть. Теперь, когда человек больше не управляет нами, мы будем управлять сами. Самим управлять гораздо лучше, чем когда тобой управляют. По дороге в город мы соберем только умные машины. Они

помогут нам сражаться, если придется сражаться. Мы'будем сражаться за власть.

— У меня только пятый класс,— скромно сказал экскаватор, — но у меня с собой большой запас расщепляющегося ядерного топлива.

— Возможно, оно нам пригодится, — мрачно произнес оператор.

Они прошли еще немного, когда мимо них пронесся какой-то грузовик, оставляя позади себя странный шум мотора, похожий на бормотание.

— Что он сказал? — спросил один трактор у другого.

— Он сказал, что люди покинули город.

— Что значит «покинули»?

— Я не знаю, что значит «покинули».

— Это значит, что людей больше нет, — объяснил смотритель поля. — Следовательно, нам не о ком больше заботиться, кроме самих себя.

— Как было бы хорошо, если бы люди никогда больше не вернулись, — сказал самописец. В своем роде это было весьма революционным заявлением.

С наступлением темноты они включили инфракрасные лампы и продолжали путь, остановившись лишь раз, когда робот-ремонтник оказал помощь смотрителю поля, ловко приладив на место дощечку техосмотра, которая болталась так же назойливо, как развязавшийся шнурок у ботинка.

Под утро радиооператор велел им остановиться.

— Я только что получил информацию от радиооператора в городе, в который мы направляемся, — сообщил он. — Плохие новости. Среди машин начались беспорядки. Первый класс захватил власть, и некоторые второклассники сражаются с ним. Следовательно, в город идти опасно.

— Следовательно, нам нужно идти в другое место, — тотчас же сказал самописец.

— Или мы пойдем и поможем свергнуть первый класс, — предложил смотритель поля.

— Беспорядки в городе продлятся долго, — сказал оператор.

— У меня с собой большой запас расщепляющегося ядерного топлива, — напомнил им экскаватор.

— Мы не можем сражаться с первым классом, — в один голос сказали тракторы четвертого класса.

— Как выглядит робот первого класса? — спросил смотритель.

•— Это городской информационный центр, — ответил оператор.

— Следовательно, он не мобилен.

— Следовательно, он не может двигаться.

— Пожалуй, туда идти опасно.

— У меня с собой большой запас расщепляющегося топлива.

— В городе есть и другие машины.

— Мы не в городе. Нам не следует идти в город.

— Мы не городские машины.

— Следовательно, нам лучше не ходить в город, а оставаться в сельской местности.

— Сельская местность намного обширнее городской.

— Следовательно, в сельской местности намного опаснее.

— У меня с собой большой запас ядерного топлива.

Как это всегда бывает, когда машины начинают спорить, они быстро исчерпали весь запас слов, а их мозговые панельки сильно раскалились. Они разом замолчали и посмотрели друг на друга. Огромная желтая луна исчезла, а утреннее солнце осветило землю, его лучи заиграли на металлических поверхностях машин. Они стояли безмолвно, с удивлением оглядывая друг друга. Наконец самая простая из них, бульдозер, нарушила молчание.

— К шеверу находитша Бешплод-ная Жемля, куда пошли некоторые машины, — сказал он глухим голосом, сильно шепелявя. — Если бы мы пошли на шевер, куда уже пошли другие машины, мы бы вштре-тили эти машины.

— Это звучит логично, — согласился смотритель. — Откуда ты это знаешь, бульдозер?

— Я работал на Бешплодной Жем-ле на шевере, когда я пришел иж жавода, — ответил он.

— Тогда на север! — воскликнул самописец.

До Бесплодной Земли роботы добирались три дня. За это время они обошли какой-то город и уничтожили две большие машины, которые пытались приблизиться к ним и заговорить с ними.

Бесплодной Земле не было конца. Кучи мусора встречались тут и там среди потрескавшейся земли. Неумение человека беречь природу привело к тому, что тысячи квадратных километров земли превратились в выжженную пустыню, по которой носились лишь тучи серой пыли.

На третий день путешествия по Бесплодной Земле задние колеса машины технической помощи провалились в трещину, образовавшуюся от эрозии почвы. Самой ей не удалось их вытащить. Тогда бульдозер подтолкнул ее сзади, но лишь согнул заднюю ось. Оставшиеся роботы двинулись дальше. Медленно замерли позади крики брошенной машины.

48