Техника - молодёжи 1974-02, страница 12

Техника - молодёжи 1974-02, страница 12

лишь на глаз. А рабочие давления при обработке листа высоки. И если лист не ровен по толщине, то на отдельных его участках неизбежно возникают концентрации напряжений. Изделия из неровного по толщине листа — особенно те, что работают на разрыв и в условиях высокого давления, — недостаточно прочны. На ждановском стане точность прокатки листа по толщине будет контролировать дефектоскоп, изготовленный в Чехословакии.

Герой Социалистического Труда Михаил Бодашевский.

Еще одно отличие стана «3600» от всех действующих в стране приносит немалую выгоду: каждый лист здесь можно будет подвергнуть термообработке уже в процессе прокатки, в общем потоке, без дополнительного нагрева, пропустив его через ролико-закалочную машину и ролико-норма-лизационные печи. А листы из спецсталей, закаливать которые в общем потоке нельзя, пойдут к четырем другим ролико-закалочным машинам.

Нет равных ждановскому стану сейчас н по степени механизации всех процессов. Руки рабочих и операторов прикасаются лишь к рычагам и кнопкам. В ближайшем будущем большинство процессов перейдет под контроль автоматики.

Впервые в прокатном производстве применены здесь тиристерные преобразователи переменного тока в постоянный. Эти полупроводниковые приборы невелики и очень надежны. Преобразователи прежних типов на стане, подобном ждановскому удалось. бы разместить лишь на площа

ди, которую занимает весь комплекс: представьте корпус площадью 22 га...

На существующих станах мощные вертикальные клети раскатывают сляб по ширине... Пройдя валки черновых и чистовых клетей, готовый лист подается на обрезку. И обрезается по всей длине иной раз на десятки сантиметров. Что поделаешь: из клети лист выходит «поведенным», неодинаковым по ширине, приходится подрезать кромку. Длина листа на ждановском стане 28 м, но обрезаться здесь будет минимум металла. Лист на стане «3600» возвращается в клеть с вертикальными валками. Вновь накатывается кромка и обрезается лист лишь на несколько сантиметров с Каждой стороны.

На стане «3600» впервые в качестве черновой применена клеть «кварта» — с четырьмя валками. Металл в ней глубоко проковывается — качество листа резко повышается. Высокое давление прокатки — 4600 т — в полтора-два раза повышает предел прочности металла. Будущие потребители ждановского стального листа и плит подсчитали, что смогут сэкономить до 25% металла, когда получат продукцию стана!

На выходе из цеха, глядя на пачки стальных листов, я удивился: углы их не были загнуты. Тысячи таких листов перевидал я на заводах и стройках, и углы всех загибались, подобно страницам растрепанной книги. Под ножом гильотины листы толщиной в палец, а то и два гнулись ближе к кромкам, как картонка... А здесь кромки режут ножницы с плавающим верхним иожом, лезвие которого — часть диска радиусом 40 м. Нож не рубит, а катится по листу. И под почти 2000-тонным напором замасленного лезвия сталь разваливается, как плавленый сыр.

Инженеры Укргипромеза в отделе авторского надзора поставили меня перед схемой — метра четыре длиной и метра полтора шириной — всего комплекса стана «3600». За 20 мин., тыча остро отточенными карандашами в крохотные значки, означающие гигантские клети, они рассказали мне уйму интересного. В конце разговора среди лязгающих слов из лексикона металлургов и автоматчиков проскользнуло: «Главное — пятерка по сопромату...»

— Вы о ком? — удивился я.

— Мы о стане. Вы спросили, чего мы добились, проектируя стан: пятерки по сопромату для его продукции. Ровного по толщине листа. Без концентрации напряжений в металле ..

Они немножко важничали. Очень

И ПОИСК

гордые стояли они у схемы своего стального лабиринта. Немножко важничали — знай наших! — и ребята из бригады Бодашевского, из бригады лауреата премии Ленинского комсомола Зиновия Федчеияка. И правильно делали. Все вместе они придумали и создали на пустыре все это: гигантский пролет цеха, сложные мощные машины...

Пятерка по сопромату... Когда Бодашевский спросил, что мне понравилось в бригаде, я сказал: «Все». Он не поверил, даже рассердился, кажется. А я и сам не знал — что?

То, что все они способны поработать от души и совсем неотвлеченно ратовать за обычную экономию, когда не льешь бетон на дорогу, и за высокую экономику, когда созданное ими приспособление восьмикратно поднимает производительность труда?

То, что есть у них в жизни завидная цель — «крепко намять земле бока», и то, что слово «энтузиазм» звучит в этой бригаде без надтреснутого пафоса?

Если по совести, больше всего мне понравилось, как они смотрят. На человека, на бадью с бетоном, на стальной анкер... Глаза их живут: смеются, протестуют. Понравилось мне, что мысль для них — не роскошь, ие достояние корифеев. А когда работают «наморщив лоб» все в бригаде, и работают так повседневно, мыслить становится потребностью. И тогда сопромат в институтах и в жизни сдают на пятерку.

От редакции:

27 декабря, когда этот номер был уже сверстан, «Правда* опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы строителей «за выдающиеся трудовые успехи, достигнутые в выполнении социалистических обязательств по досрочному вводу в действие прокатного стана «3600». Среди награжденных орденом Октябрьской Революции — Михаил Бодашевский, орденом Трудового Красного Знамени — Яков Мальцев, медалью «За трудовое отличие»— Анатолий Янчук.

А спустя несколько дней в Обращении ЦК КПСС к партии, к советскому народу ждановский стан «3600» был назван одним из важнейших объектов девятой пятилетки, завершенных досрочно. Самоотверженный — так оценила партия труд строителей, монтажников, металлургов. Труд напряженный, творческий, огромный труд, в который вложена сила рук, ума и сердца героев этого репортажа.

молодых!

9

мастерство