Техника - молодёжи 1974-02, страница 47

Техника - молодёжи 1974-02, страница 47

На международный конкурс,

посвященный 500-летию

со дня рождения Николая Коперника

Георги ДАНАИЛОВ (Болгария)

Учитель скромности

На конкурсе, объявленном болгарским вестником

«Орбита», очерк Г. Данаилова

«Учитель скромности» получил I премию.

23 мая 1543 года Николай Коперник получил прибывший из Нюрнберга первый экземпляр своего произведения «Об обращениях небесных сфер». Через несколько часов он скончался. Умер он так же тихо и спокойно, как жил. Так гласит предание.

Я не знаю, и, наверное, не знает никто, какие сокровенные мысли волновали Коперника перед тем, как смерть затуманила его светлый разум. Расставался ли он с жизнью, удовлетворенный своими делами, или чувствовал всю горечь познания, достигнутого им?

Испокон веков два голоса звучали над миром: один, как утомленный далекий колокол, повторял: «В глубоком познании много печали», другой, будто молния из-за горизонта, озарял небосклон: «Разум освобождает человека от страха перед богами». С незапамятных времен спорили Соломон и Лукреций, но противоборствовали ли они и в душе отшельника, десятилетиями не покидавшего башню во Фромборке?

«Сам Коперник, — утверждает авторитетный специалист по исто

рии науки X. Дингл, — полностью придерживался взглядов, типичных и для других ученых средневековья, и если б он только мог предвидеть последствия своей теории, он, вероятно, пришел бы в ужас от того, что он совершил».

Существует в этом утверждении нечто противоречивое. Слишком оно разумно, чтобы быть верным. Оно не только обедняет образ титана, но и представляет нам одну из глубочайших человеческих драм как заурядную средневековую мистерию.

Трудно найти конкретные доказательства, которые опровергли бы высказывания историка, трудно хотя бы потому, что вопрос этот — вопрос прежде всего психологический, а одинокие размышления и скрытые чувства не всегда отражаются в документах.

Коперник отличался исключительной скромностью; чуждый всякому самозванству, он испытывал глубочайшую неприязнь к внешним признакам славы. Но разве говорит это о том, что он не осознавал значения собственного дела?

«У меня нет столь высокого мнения о своей собственной теории, чтобы не прислушиваться к мнению других». Действительно, он никогда и нигде не настаивал на том, что он сдвинул Землю с ее космического пьедестала, уравняв ее с остальными планетами, что он лишил человека привилегированного положения, торжественно отведенного ему старой астрономией. Он не настаивал на этом, но не может быть, чтобы он не понимал этого. И именно потому, что он понимал последствия того, что он «остановил Солнце», Коперник предпочитал кое о чем благоразумно умалчивать. Коперник чувствовал, что много дает людям. Он дал им истину, и теперь от них зависело, сделает ли она их свободными. Еслц же он

В заголовке статьи

иллюстрация из юбилейного сборника, выпущенного Национальной комиссией ПНР по делам ЮНЕСКО в связи с 500-летием со дня рождения Коперника, — фронтиспис трактата Галилея «Диалог о системах мира», где изображены Аристотель, Птолемей и Копернии.

44