Техника - молодёжи 1974-05, страница 27

Техника - молодёжи 1974-05, страница 27

СООБЩАЕТ РАБКОРОВСКИЙ ПОСТ «ТМ» НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО НАУКИ

Будущее Дальневосточного научного центра определяет, разумеется, не только строящийся академгородок во Владивостоке. Оно зависит от успехов строительства и хабаровского комплекса научно-исследовательских институтов, и Института проблем Севера с комплексным НИИ в Магадане, -и института вулканологии на Камчатке, и многочисленных научных баз, лабораторий сна Сахалине, Курильских островах. Словом, новые учреждения ДВНЦ создаются по всему так называемому прибрежному кольцу советского Дальнего Востока. Таков поистине гигантский размах этой Всесоюзной комсомольской ударной стройки.

На Сахалине, на Камчатке и в Магадане дела идут неплохо. Строители перевыполнили планы по всем ^ показателям в 1973 году и хорошо начали 1974-й. Им с энтузиазмом помогают комсомольцы местных научных организаций.

Но на строительстве академгородка во Владивостоке графики работ не выполняются, хотя по жилью план in перевыполнен. Отставание объясняется многими причинами, в "частности слабостью генподрядной организации. Сейчас принимаются срочные меры для устранения недостатков © строительстве. Прежний генподрядчик заменен более сильным — СУ-4 треста «Жилстрой-1». На заседании партийно-комсо-мольского актива Госстроя составлен и утвержден договор о сотрудничестве в делах строительства объектов науки между Владивостокским горкомом ВЛКСМ, штабом ударной и горстроем. Горком комсомола направляет на стройку 100 молодых рабочих, горстрой поможет подрядчику людьми и техникой. А молодежь ДВНЦ создала строительный отряд «Наука», состоящий из 7 бригад. Работая на общественных началах, отряд уже освоил 100 тыс. руб. капиталовложений.

В. ФОМИН, начальник штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки — сооружения ДВНЦ

Академический калейдоскоп

Академии наук СССР —260 лет. Два с половиной столетия деятельности нашего высшего научного учреждения — богатейшая история. Здесь и великие заслуги перед Отечеством и народом. Здесь и борьба научных взглядов и мнений. Здесь и огромный общественный резонанс, вызванный событиями, проходящими в академии. Здесь и колоссальная организационная и воспитательная деятельность академии.

Цель нашей подборки, отнюдь не претендующей на исчерпывающую оценку роли академии в жизни страны, — показать с разных сторон историю и жизнь этого спервенствующего российского научного сословия».

В Один из проектов будущей академии прислал Петру I Федор Салтыков. В нем предлагалось учредить академии в каждой губернии при монастырях и принимать туда дворянских и купеческих детей от 8 до

23 лет. В начале 1714 года последовал указ об учреждении при *знатных монастырях» и архиерейских домах школ для обучения детей дворян и приказных цифири и геометрии и запрещении жениться без экзаменационного свидетельства

Проект французского барона Сент-Илера был использован при выработке положения 1 октября 1715 года о Морской академии, которая явилась первой академией, основанной в Петербурге.

В проекте Генриха Фика говорилось о «нетрудном обучении и воспитании российских младых детей, чтоб оных в малое время в такое совершенство поставить, дабы Вашего величества все гражданские и воинские чины в коллегиях, губерниях, судах, канцеляриях, магистратах и протчая своими природными подданными наполнить...» 11 июня 1718 года Петр против этого пункта написал: «Зделать академию. А ныне приискать из русских, хто учен и к тому склонность имеет. Также начать переводить книги: юриспруденцию и протчии к тому. Сие учинить сего году начала».' 22 января 1724 года Петр рассмотрел составленный по его указанию Блюментростом Проект положения об Академии наук и Университете при ней. В тот же день в Зимнем доме в присутствии царя состоялось заседание Сената, на котором' обсуждался вопрос об основании Академии наук; заседание длилось с 8 часов утра до 12 часов дня

Я 28 января 1724 года Сенат на основании рассмотренного Петром проекта издал указ об учреждении Академии наук. Сумму, определенную на содержание академии —

24 912 рублей, — предполагалось получать из таможенных и лицентных денег, собранных в Нарве, Дерпте, Пернове и Аренсбурге. Однако деньги поступали очень медленно и недостаточно, и по новому указу Сената от 6 ноября 1724 года академия стала получать «с денежных дворов, из Берг-коллегии». Деньги, отпущенные на академию, были довольно значительны. государственный бюджет составлял тогда 8 млн рублей

Н В Италии академии появились в XV—XVI веках (1433 г. — в Палермо, 1474 г. — во Флоренции и т. д.), в XVII веке возникла Фрунцузская академия для изучения языка, Академия надписей и медалей и Парижская академия наук. Лондонское Королевское общество в Англии образовалось в 16$ 1 году: в 1700 году возникла Прусская академия наук в Берлине.

Г лавное отличие Петербургской академии от иностранных заключа

лось в том, что она была не добровольным общественным органом, а государственным. Она имела твердый государственный бюджет и обладала превосходными для своего времени вспомогательными учреждениями. Во Франции не все даже ординарные академики получали жалованье, а Берлинская академия наук с трудом поддерживала свое существование изданием календарей и устройством лотерей. То, что первоначально русская академия состояла исключительно из иностранцев, было связано с историческими условиями эпохи. И в других академиях в XVIII веке иностранцы занимали видное место. Даже на первом этапе существования академии в стране были люди, достойные носить звание академика: Василий Никитович Татищев — историк, философ, географ, металлург и государственный деятель; Федор Иванович Соймонов — географ и картограф, участвовавший в составлении карты Каспийского моря, подаренной Петром Парижской академии наук; Иван Кириллович Кириллов — географ, секретарь Сената; Яков Велимо-вич Брюс — математик, географ и астроном, президент Берг- и Мануфактур-коллегий. Однако ' они состояли в то время на государственной службе и посвятить себя полностью науке не могли.

В Указом от 23 февраля 1783 года типографиям России предписывалось доставлять в Академию наук по одному экземпляру всех вновь выходивших изданий.

■ В 1725—1727 годах в академию вступили 22 человека (из них некоторые вскоре выбыли из состава академиков). Среди приехавших были математики Я. Герман, X. Гольдбах, Л. Эйлер, Н. и Д. Бернулли, физики Г. Бюльфингер, Г. Крафт, астроном Ж'. Делиль, оптик и механик И. Лейтман, натуралисты И. Дювернуа, И. Вейбрехт, И. Гмелин и др.

Шв списке академиков 1737 года указывалась выполняемая ими работа. «гПрофессор физики и экспериментальной теоретики» Г. Крафт *рассматривает натуру размышлениями и частыми экспериментами, делает на всякий день метеорологические обсервации. Намерен он и другие части физики, то есть гидростатику,' гидраулику, оптику и катоптрику, таким же образом делать». Л. Эйлер «сочиняет высокие и остроумные математические вещи... трудится с другими в сочинении географии Российского государства и делает партикулярные карты». «Профессор ботаники и истории» И. Амман «грассматривает и описует все, что в трех частях натуры случается, а именно: зверей, травы, камни, минералы и все ост-индские и вест-индские семена».

(Продолжение на стр. 40—41)

25