Техника - молодёжи 1974-07, страница 58

Техника - молодёжи 1974-07, страница 58

Евгений КАПИТОНОВ, кандидат технических наук

^TJSh

В один из июльских дней 1820 года на прием к русскому посланнику в Париже К. Поццо-ди-Борго пришел человек, отрекомендовавшийся Биберелем, владельцем мастерской по улице баренне, 30.

Он сообщил| что изобрел способ высококачественного лужения меди и желает открыть свое изобретение российскому правительству, если получит соразмерную важности изобретения награду. Одновременно изобретатель вручил посланнику медный луженый образец и несколько листков с отпечатанными в типографии выдержками из отзывов крупных французских химиков о новом методе лужения. Посланник имел представление о значении проблемы лужения меди. Медная посуда была достаточно распространена, и вполне справедливым было следующее изречение одного из основателей русского Вольного экономического общества, И. Кельхена: «Что смерть и пагуба человеческому телу от вкушения растворенной воды угрожают, всякому столь же известно, как и ежедневное потребление сей посуды в наших кухнях и домоводствах».

Поэтому не только ремесленникам, но и правителям приходилось заниматься этой проблемой.

В 1768 году в Пруссии был даже издан специальный королевский указ, которым предписывался способ лужения меди английским оловом и нашатырем.

В 1792 году русское Вольное экономическое общество объявило, что выдаст награду «тому, кто железную и медную посуду, дабы не было нужды в полуде, разумеет покрыть таким твердым глазу ром, который должен быть не дороже полуды и который бы, когда отскочит или облупится, легко починиваться мог». Награда так и осталась неврученндй.

Таким образом, понимая важность проблемы, Поццо-ди-Борго немедленно отправил полученные сведения министру внутренних дел России. Из министерства внутренних дел материалы были направлены на заключение управляющему Санкт-Петербургским литейным заводом Александру Андреевичу Фуллону.

Полученное в ответ заключение гласило следующее: «Судя по присланному образцу луженой способом г. Бибереля меди, олово положено на оную в значительной толщине, и потому медь не есть уже луженая, а плакированная оловом наподобие серебряного покрытия. Способ такого лужения, как и в доставленном от Вас печатном листе суждений ученых парижских обществ объяснено, действительно представляет довольно важные выгоды при заведениях, где употребляется много медной посуды и в большом виде, как-то в госпиталях, на кораблях и т. п.; но подлежит при том знать, сколь велики расходы на сей новый способ лужения, и можно ли производить оное простыми средствами или нужно сделать иа сей предмет особое заведение.

Что касается до средств, употребляемых при означенном лужении, то оные ни мне, ни художникам подведомственного мне Санкт-Петербургского литейного завода неизвестны».