Техника - молодёжи 1974-08, страница 61

Техника - молодёжи 1974-08, страница 61

1

Историчесную серию ведет кандидат технических наун Юрий ДОЛМАТОВСКИЙ

Рис автора

ИМЕНА И ПРОЗВИЩА

Название автомобиля складывается из нескольких элементов. Во-первых, название фирмы или завода. Иногда завод, выпускающий автомобили нескольких видов, присваивает каждому собственную марку: либо в дополнение к фирменной, либо взамен ее. Если новая марка завоевывает популярность, то она вытесняет фирменную в разговорной речи, а иногда и в официальных документах. Так случилось с маркой «мерседес» фирмы «Даймлер» — слово «даймлер» осталось лишь в адресе предприятия.

Во-вторых — название модели. Нередко оно, снискав благосклонность публики, затмевало марку. Вспомните наши «Волгу» и «Чайку», гораздо более популярные, чем не слишком благозвучное сочетание знаков ГАЗ-24 и ГАЗ-13.

И наконец, самым популярным автомобилям прозвища присваивает народ.

Такова популярность «Форда-Т», прозванного «Лиззи». Столь же известен «жук» — «фольксваген», «гадкий утенок» Ситроена, а в прежние времена — «бебе» («пежо») и «бебикар» («остин»), фиатовский «тополиной и «маленькое чудо» «ДКВ», «пюппхен» («куколка»), «вандерер» и «бычок» («моррис»), марнское такси («рено») и татровская «четверка», «козлики» (ГАЗ-67 и «виллис»). Прозвища носят даже некоторые распространенные грузовые автомобили, например «трехтонка» (ЗИС-5). Они уже знакомы нашим читателям (см «ТМ» № 12, 1971, № 1, 2, 10 и 12, 1972, № 3, 4 и 10, 1973).

Но есть еще автомобильные прозвища иного рода Это присвоенные машинам людские имена (не фамилии!) и клички, пришедшие в разговорный обиход из литературы и кино. В свое время мы знакомили вас только с двумя такими именами — «Мерседес» и «Антилопа-гну». Вот и другие, также знаменитые.

В пятидесятых годах Генри Форд-первый назвал очередную модель автомобиля именем своего рано умершего сына — «Этзель» и даже придал этой модели значение новой марки, рассчитывая, что ее оригинальная внешность привлечет покупателей, и марка укоренится. Рас

чет не оправдался, автомобиль не завоевал популярности. Более благоприятна судьба машины «Дино» фирмы «Феррари», названного самим коммендаторе (шефом) фирмы также по имени сына. Марка существует и по сей день. Были и другие модели, носившие имена сыновей и дочерей автостроителей.

Необычна история «Саши» фирмы «Аустро-Даймлер». Эту гоночную машину, задуманную в качестве основы для будущего массового, «народного» автомобиля, назвали в честь фирменного гонщика-испыта-теля, чеха Александра Коловрата. «Аустро-Даймлер» не сумел наладить производство серийного образца, и дело ограничилось постройкой нескольких экземпляров, которые удачно участвовали в гонках. Но прогрессивная конструкция «Саши», его верхнеклапанный двигатель с верхним же кулачковым валом, получила дальнейшее развитие в ряде автомобилей.

Немало и литературно-автомобильных имен. Назовем те, что наиболее близки советским читателям. Кроме «Антилопы», прежде всего «мышиный кар» — «Форд-У8», на котором И. Ильф и Е. Петров совершили путешествие по «одноэтажной Америке». Свой «рено» В. Маяковский назвал «сис-шво» («шесть лошадей» — по числу так называемых налоговых сил). Это о нем говорится в «Ответе на будущие сплетни», стихотворении, напечатанном в 1928 году в журнале «За рулем» в связи с нападками на поэта за его «буржуазные» замашки.

Из автомобилей, описанных зарубежными писателями, у нас широко известен «Карл» («Три товарища» Э. М. Ремарка). Его марка в книге не названа, но мы попробуем определить ее. То, что Ремарк не называет настоящую марку «Карла», наводит на мысль: она — немецкая. Автор вообще избегает упоминания отечественных фирм — в книге названы лишь иностранные «кадиллак», «эссекс», «форд», «ситроен», «лянча». О германском происхождении машины говорит и многое другое. Читаешь книгу, и становится ясным, что «Карл» — это скорей всего «мерседес-бенц». Ибо только

этот автомобиль оснащали «свистящим» компрессором, который включался при резком нажиме на педаль газа, и только этот автомобиль развивал скорость до 200 км/ч. Да и белый цвет кузова типичен именно для спортивных «мерседесов». Именно они в числе немногих немецких марок допускались к участию в гонках, как это происходит в книге, на единственном в то время в Германии берлинском треке «Афус» с наклонным виражом. О его принадлежности к классу спортивных (а не чисто гоночных) автомобилей свидетельствуют задние сиденья в кузове (каковых никогда не бывало у гоночных машин), крылья, подножки, прожек-тор-искатель. Так, при внимательном чтении обрисовывается вся машина — ее солидные размеры («ситроен» казался ее «рахитичным братцем»), брезентовый верх, большие задние колеса, дающие автору основание сравнивать «Карла» с поджарым волком и страусом. Сопоставляя эти все штрихи с замечаниями героев книги (пожалуй, несколько утрированными) о старомодности кузова и о верхе, прослужившем «не меньше десятка лет», можно установить и год выпуска машины: действие романа происходит в первой половине тридцатых годов. Взяв фотографию компрессорного спортивного «мерседес-бенца», модели 110/160S выпуска 1926 года, убеждаешься, что именно он в точности соответствует описанию «Карла». Кое о чем говорит и само прозвище. Карлом звали конструктора Бенца. Но марка «Карла» — не «бенц», а именно «мерседес-бенц», так как у первого не было компрессора. Слияние же двух фирм произошло в 1926 году. Так что, вот вам, будущие иллюстраторы Ремарка, достоверный материал для работы! Автомобили ярко описаны и в других книгах писателя — он был страстным автомобилистом.

Зарубежные читатели и зрители кино знают еще целый ряд автомобилей — героев книг и фильмов, начиная от «Серебряного аиста» («испано-сюизы») из «Зеленой шляпы» М. Арлена или гоночной «чит-ти-читти» из одноименйого фильма и кончая машинами Фантомаса.