Техника - молодёжи 1974-12, страница 31

Техника - молодёжи 1974-12, страница 31

ских карт, описаний техпроцессов и т. д. Причем нередко они выполнены в разных городах, в учреждениях, относящихся к разным отраслям промышленности.

А в каждой отрасли свои порядки. Например, до недавнего времени существовало несколько систем конструкторских документов: автомобильная, судостроительная, металлургическая, электротехническая и другие. Бывало даже, что и на предприятиях одной отрасли чертежи оформляли по-разному. На одном, скажем, резьбу изображали штриховой линией, а на другом — сплошной тонкой. У одних болт определенного диаметра значился как деталь № 8379, а у других тот же болт — как № 0654.

Помнится, на Волгоградском тракторном заводе несколько месяцев шел аврал: надо было перевести чертежи (12 тыс. листов), полученные из Кургана, на язык, понятный тракторостроителям. Конструкторы и технологи превратились в шифровальщиков. Они затратили на эту работу почти 25 тыс. ч1

Другой пример: Ростсельмаш направил чертежи Таганрогскому комбайновому заводу. А вслед за ними вынужден был командировать бригаду специалистов, которые целый месяц помогали таганрожцам разобраться в полученных документах.

А если говорить о технологах, то здесь ситуация еще больше напоминает вавилонскую неразбериху. У конструкторов имелось хотя бы подобие отраслевых систем — у технологов же, как в запорожском войске, никто никому не указ: каждый оформлял документы так, как ему хотелось. Тут даже подсчитать убытки не представляется возможным.

Проблему унификации технических документов взяла на себя стандартизация. Так появились два новых комплекса стандартов — Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и Единая система технологической документации (ЕСТД)

ЕСКД — это комплекс взаимоувязанных государственных стандартов, определяющих единые правила составления, оформления и использования конструкторских документов для всех отраслей промышленности. Она действует в нашей стране уже несколько лет.

Теперь уже не потребуется переводчик с электротехнического — основы стандартизации (в том числе и правила ЕСКД) стали изучаться в вузах и техникумах. Так что каждый инженер с самого начала приучается «говорить» на техническом «эсперанто».

Разработчики новой системы постарались взять все лучшее, что уже было накоплено опытом, предусмот

рели минимальную ломку привычных навыков и традиций. Многие рациональные требования, содержащиеся в существовавших ранее отраслевых системах, органично вписались в ЕСКД. В то же время исключено дублирование конструкторских документов, за счет чего номенклатура их сокращена почти вдвое.

Например, установлена единая форма спецификации. Казалось бы, мелочь — где и как записаны на чертеже те или иные данные. Но инженер, который бросит взгляд на привычный ему теперь чертеж, сэкономит несколько драгоценных минут. А в целом эти минуты, слагаясь, повышают производительность труда конструктора на 25—30%.

Упрощается и чтение сборочных, особенно большеформатных чертежей. Нередко поиск какой-то детали на них уподоблял конструктора тому заядлому двоечнику с «Камчатки», который впервые видит географическую карту, но тем не менее должен найти на ней неведомую и загадочную Амазонку. Теперь же определенные условные обозначения помогут сразу найти нужный лист.

Максимально упростились графические изображения на чертежах и схемах. Стало возможным пользоваться бланками, изготовленными типографским способодЯрмашинописью. Другими словами, документы приведены в соответствие с уровнем современного автоматизированного производства, а конструкторы и технологи могут шире применять имеющуюся сейчас оргтехнику, особенно при составлении сводных и выборочных документов.

Вводятся определенные правила подписи конструкторской документации. Вводится обязательный нормо-контроль — этот своего рода ОТК для конструкторов. Сколько путаницы, сколько замысловатых ребусов приходится решать отнюдь не в свободное время производственникам из-за того, что начальник нерадивого конструктора поленился проверить чертеж, украшенный его подписью. Теперь этим займутся специально выделенные конструкто-ры-нормоконтролеры, которые призваны не только замечать и устранять явные «ляпы», но и проверять соответствие чертежей действующим стандартам.

Предприятия же, получающие конструкторскую документацию извне, организуют так называемый входной нормоконтроль, подобно практикуемому повсюду входному контролю получаемого сырья. И в том и в другом случае это позволяет задержать брак еще на подступах к цеху.

А самое главное, ЕСКД, как и всякий стандарт, служит делу взаимопонимания, делу единства всех технических сил. Те, кто бывал за

границей, знают, в какую проблему вырастает подчас желание самостоятельно отведать в ресторане, скажем, чешские кнедлики. Тем более если ваше произношение оставляет желать много лучшего. После ваших невнятных междометий официант, приятно улыбаясь, приносит... жирную колбасу, которую вы с детства в рот не берете.

Нечто подобное произошло с одним из волгоградских заводов, закупившим станки в Англии. Потом они стояли >на складе и ржавели: оборудование оказалось совсем иным, чем предполагал заказчик, — просто некоторые технические обозначения читались и понимались в двух странах по-разному. Теперь подобные ошибки исключаются: ЕСКД учитывает международные правила оформления конструкторских документов и в первую очередь все рекомендации СЭВ.

Внедрение и освоение Единой системы конструкторской документации позволяет экономить самое драгоценное, что есть у человека, — время. А если выразить его, это сэкономленное время, в денежном исчислении, то можно сказать, что ежегодно в народном хозяйстве страны сберегается кругленькая сумма — свыше 500 млн. руб.

С 1975 года вводится в действие ЕСТД — комплекс, состоящий из почти 30 государственных стандартов, регламентирующих основные положения о порядке разработки, оформления, комплектации и обращения технологической документации. Сначала проводилось экспериментальное внедрение этих стандартов на многих предприятиях страны, в том числе и на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения имени Петрова. И вот после соответствующей доработки они вышли в свет и станут законом для технологов.

Наконец-то стандарты приберут к рукам эту шумную казацкую вольницу, царящую в стане технологов, ибо ее времена — какими бы милыми нашему сердцу они ни казались — давно прошли.

Стандартизация, унификация языка техники при всем скептическом отношении снобов к этим понятиям — неизбежное следствие сегодняшнего этапа научно-технической революции. Разнобой, который со времен вавилонского столпотворения сбивает с толку людей, абсолютно немыслим в мире управляющих машин. Тем более такое упорядочение необходимо сейчас, когда, с одной стороны, расширяются внутренние специализация и кооперация производства, а с другой — растет и крепнет международное сотрудничество. И только стандарт, этот вечный страж порядка в мире хаоса, способен выполнить такую задачу.

29