Техника - молодёжи 1975-07, страница 44

Техника - молодёжи 1975-07, страница 44

Еще бы, поискать транспорт дешевле, чем корабли... А сейчас, когда связи между странами расширились, морские дороги ожили — суда приобрели исключительное значение.

Тысячи и тысячи судов бороздят сегодня просторы морей и океанов. Увеличивается скорость кораблей, растут их размеры. Вы слышали, конечно, что сегодня существуют танкеры водоизмещением в полмиллиона тонн. По такому кораблю команде на велосипедах ездить — иначе не управится

Сверхтанкеры очень выгодны. Полная механизация... Всего лишь одна команда, а заменяет такой корабль несколько десятков нефтеналивных судов,

Если подсчитать, за последние четверть века размер танкеров вырос раз в пятьдесят. Казалось бы, и грузовые суда должны бы также вырасти по своему объему. Однако на практике дело обстоит иначе. За тот же период размер сухогрузов увеличился всего лишь в два раза. Почему же такое несоответствие?

Анатолий Иванович театрально разводит руками, и на лице его, загорелом и обветренном, застывает деланная гримаса недоумения.

— Вся загвоздка в погрузке и разгрузке. Танкер в 500 тысяч тонн разгружается за 15—20 часов. Еще бы, насосы качают нефть по трубам. А сухогруз такого же водоизмещения потребовал бы на загрузку и разгрузку более года. Какая уж тут выгода! Танкер 300 дней в пути ежегодно, а сухогруз 300 дней стоит в порту. Вот тебе и выгода!

Тут перед строителями и встал вопрос: надо во что бы то ни стало сократить время стоянки грузовых судов в порту. И во много раз — раз в десять, не меньше.

Как же это сделать?

Автоконтейнеровоз способен перевозить контейнеры, поставленные в два этажа.

Увеличить фронт разгрузки. На сотни километров растянулись в крупнейших портах мира погрузоч-но-разгрузочные линии. Но это дало не очень много. Тогда увеличили количество собственных кранов на борту самого сухогруза. Возросла мощность разгрузочных средств, а время сократилось всего лишь на 30—40 процентов.

Тогда-то и было найдено наконец единственно грамотное решение: транспортировать грузы в определенном объеме — в кубиках. Так появились контейнеры.

Сегодня во всем мире существуют стандартные размеры контейнера, согласованные с размерами железнодорожных платформ, вагонов, автотрейлеров и контейнеровозов. Длина герметически закрываемого ящика — 3, 6Г 9, 12 метров. Вес принимаемого груза до 15 тонн. В контейнер можно поместить любые грузы, начиная от автомобиля и кончая мехами, самой тонкой парфюмерией, лекарствами.

Ящики стандартных размеров — они словно кубики в этой сложной игре, которую мы ведем во время погрузки и разгрузки кораблей. Великанские, но кубики. . Передвигать их с помощью современной техники не представляет большого труда

У каждого кубика стандартное крепление и захваты. Но зато весь процесс разгрузки полностью механизирован. Одна бригада перерабатывает за смену столько грузов, что о такой производительности мы и мечтать когда-то не могли. Обычное судно мы разгружали за 60 часов. Сегодня терминал тратит на эту работу менее суток. Полностью исключен ручной труд. Более чем вдвое сократился простой железнодорожных платформ.

По склону горы мы подъезжаем к контейнерному комплексу. Он внизу — под нами.

Ильяшенко наклоняется к окну.

— Взгляните: видите, сколько кубиков на берегу. Здесь мы можем хранить одновременно 750 контейнеров, аккуратно разложив их в нужной нам последовательности. С помощью двух разгрузочных кранов мы можем перегрузить 25 контейнеров в час, свыше 4 тысяч за месяц. Как видите, такая игра в кубики стоит свеч.

Необыкновенная картина разворачивается у нас перед глазами. На фоне синей-синей воды залива на гигантском бетонном поле склада стройными рядами разложены многоцветные кубы контейнеров Между ними геометрически строго проложены подъездные пути. По ним движутся контейнеропогруз-чики на длинных паучьих ногах.

С палубы и из черного чрева трюмов судна могучие краны словно шутя поднимают на воздух разно

цветные кубики весом в 15 тонн. Не требуется такелажных канатов. Не слышно привычных в порту «майна» и «вира». Разгрузка — это производственный процесс, почти конвейер

Вместе с заместителем начальника терминала по механизации Вячеславом Дмитриевичем Ефремовым мы карабкаемся по железным лестницам на один из двух великанских кранов. Хочется с высоты 100 метров посмотреть на это сверхсовременное погрузочно-разгрузочное производство, примостившееся на берегу океанской дороги, соединяющей нашу страну со многими портами мира.

Ветер с океана рвет нашу одежду, раскачивает тяжелый фотоаппарат на груди. Но этот же пронзительный ветер придает нам ощущение окрыленности, почти полета.

Там, внизу, среди разноцветных кубиков, идет напряженная работа по сортировке контейнерного груза.

Примостившись возле электрифицированного пульта управления в полностью застекленной кабине, Вячеслав Ефремов, как говорится, с высоты птичьего полета разъясняет нам сущность пооисходящего.

— Обработка грузов — операция регламентированная, — говорит он. — Существует жесткий график движения контейнеров. Для ясности я разобью график на стадии. Смотрите, что получается...

Стадия № 1. Мостовые краны выгружают контейнеры из трюма и размещают их в нужной последовательности на складской площади. Отсюда контейнеры заберут специальные машины — автоконтейнеровозы.

Стадия № 2. Гигантский автомобиль на высоченных, паучьих ножках может шутя оседлать один или два контейнера. Как бы подмяв их под себя, он перевозит великанские кубики к железнодорожному составу. Здесь возле козлового крана уже вытянулся состав платформ. Размеры кубиков полностью соответствуют длине платформы.

Наступает стадия № 3. На каждую платформу ставится один или два ящика. С помощью крана ставится легко, почти играючи. Людям остается только закрепить контейнеры на платформе. А это уже стадия 4. И делают они крепеж крайне просто. Ведь кубики, на стороне которых четко обозначен адресат, имеют все приспособления для закрепления на платформе.

Теперь контейнерам предстоит многотысячекилометровый путь

сквозь просторы Дальнего Востока, Сибири. Груженные товарами, станками, аппаратурой, машинами, контейнеры держат путь не только в нашу страну — часть из них пересекает ее транзитом, чтобы попасть из Японии в Европу.

»