Техника - молодёжи 1975-11, страница 36

Техника - молодёжи 1975-11, страница 36

Месторождения подобного типа многочисленны и нередко обладают крупными запасами. Они разведаны в Рудных горах Европы, в районе Большого Медвежьего озера (Канада), во Франции, Австралии и других регионах.

Сравнительно недавно обнаружено: грандиозные запасы урана- сконцентрированы в осадочных породах, причем огромную роль в его накоплении играет органическое вещество. Необычно, но факт: углеродистые соединения прекрасно осаждают уран, даже из очень разбавленных растворов. Битуминозные угли, торф, углистые сланцы, асфальт — все они жадно впитывают уран. До сих пор спорят ученые о причинах этого явления.

В отечественной научной литературе описаны многочисленные типы осадочных месторождений.

Как бы то ни было, за последние годы в мировой практике произошел коренной пересмотр представлений о характере происхождения урановых залежей. Если в 1946 году руды гидротермальных месторождений составляли 92% запасов капиталистических стран, то через 20 лет удельный вес таких руд упал до 8%. Теперь 90% запасов урана содержится в осадочных месторождениях.

Давно ушли в прошлое времена, когда радиоактивность горных пород измеряли листочковым электроскопом. После него геологи получили полевые радиометры — компактные и легкие приборы. Датчиком излучения в них обычно служил счетчик Гейгера — газонаполненный баллон, на электроды которого подается высокое напряжение. Излучение ионизирует газ в баллоне, при этом возникает «пробой» — кратковременный электрический разряд, который фиксируется в усилительно-измерительном блоке. С таким прибором геолог по щелчкам в наушнике или по стрелке прибора легко и

быстро оценивал радиоактивность любой породы или минерала.

Теперь счетчик Гейгера нередко заменяется другим — сцинтилляци-онным. Его главным элементом служит прозрачный и очень чистый искусственно выращенный кристалл йодистого натрия, похожий на обычную поваренную соль. Но прибавка редкого элемента таллия придает ему удивительное свойство: излучение способно зажигать в нем крохотные звездочки. Их число пропорционально интенсивности радиации. С таким оснащением дело у поисковиков пошло гораздо успешнее.

В 1955 году профессор В. Баранов в докладе на Женевской конференции по мирному использованию ьтомной энергии рассказал о способе измерения радиоактивности горных пород с самолета. Аэрогамма-радиометрия — так называется этот метод — основана на том, что гамма-излучение урана (точнее, радия, продукта pacnJAa урана), а также тория и калия, пролетает более 100 м, прежде чем затормозится атмосферой.

Вскоре число счетчиков, устанавливаемых на самолете, увеличили до десяти, стрелку прибора связали с самописцем и стали получать сплошную волнистую линию — уровень радиации Земли вдоль трассы полета. Иногда перо самописца стремительно взлетало вверх, рисуя четкий пик. Это означало, что под крылом мелькнула аномалия.

Последняя новинка в мировой практике — установленные на самолетах в качестве датчиков огромные кристаллы-сцинтилляторы весом до 25 кг. К одному прибору подключают до 12 таких датчиков и получают принципиально новую информацию Оказывается, по характеру вспышек в кристалле-сцинтилляторе можно прямо в полете отличать урановое гамма-излучение от ториевого и калиевого.

В результате работ советских геологов и геохимиков наша атомная промышленность обеспечена запасами уранового сырья.

НЕОБЫКНОВЕННОЕ — РЯДОМ

Хотя современная космическая техника позволила сделать гигантский шаг в изучении мирового пространства, многие загадки космоса еще ждут своего решения. К сожалению, измерения на отдельном космическом аппарате пона носят локальный характер, не позволяющий получить общее представление об исследуемом явлении. В Институте носмических исследований АН СССР созданы установки, которые воспроизводят в лаборатории эффекты, сопровождающие взаимодействие солнечного ветра с магнитосферой Земли. Искусственный солнечный ветер с параметрами, отвечающими принципу ограниченного моделирования, получают с помощью электродинамической плазменной пушни. Поток плазмы налетает на магнитный диполь и деформирует его, образуя в лаборатории миниатюрный аналог магнитосферы Земли.

Лабораторная магнитосфера позволила понять многое из того, что ранее не удалось выяснить в измерениях на спутнииах и ракетах. Таи, например, было показано, что магнитное поле Земли недостаточно надежно защищает ее от заряженных частиц солнечного ветра. На полярных широтах южного и северного полушарий есть щели, через которые солнечный ветер прорывается в магнитосферу и, взаимодействуя с верхними слоями атмосферы, вызывает полярные сияния. Другим источником полярных сияний служит радиационный пояс Помимо чисто научного интереса, изучение этих явлений чрезвычайно важно для долговременного прогноза погоды и ряда других практических целей. Выяснению таких особенностей магнитосферы, как расположение магнитных щелей, в значительной степени способствует объемная модель магнитосферы, построенная по данным лабораторного эксперимента автором вместе с младшими научными сотрудниками Э. Дубининым и Ю. Потаниным. Основные особенности модели согласуются с теми данными, которые известны из измерений на спутнииах. Представление о форме магнитного поля Земли читатель может получить, рассмотрев уникальные стереоскопические фотографии модели, выполненные кандидатом технических наук Г. Злотиныч.

Форма каждой проволочки воспроизводит соответствующую силовую линию магнитного поля. Отчетливо видны две различные группы силовых линий: первая группа образует замкнутую магнитосферу, вторая содержит линии, вытянутые потоком плазмы. Силовые линии второй группы выходят из северной и южной полярных шапок. Лабораторные эисле-рименты показали, что на границе раздела замкнутых и уходящих в хвост силовых линий располагаются северная и южная полярные щели. При выполнении этих исследований большую роль сыграли эксперименты по активному воздействию на магнитосферы, что далено не всегда возможно в условиях космоса.

Лабораторные исследования — важное, хотя и вспомогательное средство исследования космоса. Их роль особенно велика при составлении программы будущих полетов, при проверке новых теорий строения космоса. Эксперимент в лаборатории проще и дешевле чем на носмичесном аппарате.

И. ПОДГОРНЫЙ, доктор физико-математичесиих наук

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ВИТРИНА

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. М., «Молодая гвардия», 1976.

Читатели журнала присылают в редакцию письма, в которых интересуются материалами «Исторических серий ТМ», опубликованных в 1969—1973 годах и посвященных советской боевой технике. Сообщаем, что эти материалы собраны в книге-альбоме «Оружие Победы», выпущенной издательством «Молодая гвардия».

В книге пять разделов, посвященных авиации, артиллерии, танкам, военным кораблям и стрелковому оружию. Каждый вид боевой техники представлен на рисунках в трех проекциях с указанием масштаба и тактико-технических характеристик. Авторы статей - И. Андреев. J1 Евсеев, М. Рудницкий, В. Смирнов, И Шмелев. Рисунки выполнил художник В. Иванов.

Большинство материалов посвящено оружию периода Великой Отечественной войны. Вндные советские конструкторы и военачальники пишут в предисловии: «Нам хочется пожелать молодым читателям этой книги, чтобы онн внимательно прочитали ее и с пристальной любовью изучили бы опубликованные в ней изображения самолетов, тан ков, кораблей. Давно сняты с вооружения нашей армии эти машины. Некоторые из них невозможно сыскать даже в военных музеях. Но пусть молодые читатели с ува жением рассматривают это старое, но грозное оружие. Оно достойно того, чтобы навсегда сохраниться в памяти сердца советского народа, тридцать лет назад выстоявшего в самой страшной, в самой беспощадной войне в истории человечества».

36