Техника - молодёжи 1976-02, страница 40

Техника - молодёжи 1976-02, страница 40

на новое судно, как на почтово-то-варо-пассажирский теплоход, предназначенный для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано 550 пассажирских мест 1, 2 и 3-го классов, а для членов команды — двухместные каюты с одноярусными койками, расположенные в средней части теплохода над машинным отделением. Трюмы рассчитывались на прием 1000 т генеральных и 100 т рефрижераторных грузов или фруктов.

Когда конструкторы прикинули компоновку жилых и грузовых помещений, оказалось, что, выполняя требуемые условия комфорта для пассажиров и команды, они не вписываются в заданную длину судна 100 м. Увеличить осадку у теплохода более 5,79 м из-за малой глубины Керченского порта конструкторы не могли, Оставалось одно — удлинить на 10 м корпус, на что и было получено согласие заказчика.

В марте 1926 года конструкторы передали всю проектную документацию Балтийскому заводу и судостроительному заводу Круппа «Дой-че Верфт» в Гамбурге, которому Совторгфлот заказал постройку двух теплоходов этой серии, Рабочие чертежи выполнялись на заводах, поэтому между «Грузией» и «Крымом», изготовленными в Германии, и советскими теплоходами есть некоторое различие. По предложению представителя Совторгфлота балтийцы закрыли пространство между кормовой рубкой и средней надстройкой, что несколько повысило центр тяжести судна. Поэтому для придания ему остойчивости в междудонное пространство пришлось заложить 120 т твердого балласта. Конструкторы Круппа сохранили общее расположение и внешний вид в соответствии с проектом, лишь немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым, в результате при испытаниях «Крым» и «Грузия» показали проектную скорость, хотя на них стояли дизели немецкого производства меньшей мощности — 2X1900 л. е., по сравнению с

нашими двигателями 2X2000 л. е., разработанными на заводе «Русский дизель».

Первое судно серии — «Абхазию»— заложили 24 октября 1926 года, спустя месяц состоялась закладка «Армении». Однако намеченный на 12 ноября 1927 года спуск «Абхазии» не состоялся: из-за низкой температуры воздуха (—3,8° С) коэффициент трения сала оказался выше допустимого. Несмотря на все попытки столкнуть судно с помощью пневматических толкателей и гидравлических домкратов, оно сошло на воду лишь 29 ноября, когда температура воздуха поднялась до 0' С.

Благодаря опыту, приобретенному при спуске «Абхазии», «Аджарию» удалось благополучно спустить на воду при еще более неблагоприятных условиях; температура была —7,8° С, а толщина льда на Неве — 35 см.

На освободившихся стапелях балтийцы заложили «Армению» и «Украину». 7 ноября 1930 года «Абхазия» вышла из Ленинграда в Черное море. Ее каюты заняли рабочие — ударники со всего Советского Союза, они отправлялись в путешествие вокруг Европы,

Крымско-кавказские теплоходы были до войны нашими самыми крупными и самыми лучшими пассажирскими судами, Они получили очень высокую оценку и у зарубежных специалистов. Не случайно, когда испанцы заказали заводу Круппа два пассажирских теплохода, немцы взяли за основу «Канариаса» и «Ба-леариаса», которые курсировали между портами Испании и Канарскими и Балеарскими островами, проект наших «крымчаков». Их конструкция легла и в основу «Дагестана» и «Туркменистана» — двух теплоходов для Каспийского моря. И хотя в Великую Отечественную войну все теплоходы типа «Абхазия» погибли, опыт их эксплуатации не пропал, он пригодился при проектировании пассажирских судов послевоенной постройки.

ЛЕОНИД ЕВСЕЕВ, инженер