Техника - молодёжи 1976-04, страница 10

Техника - молодёжи 1976-04, страница 10

1. «Астрономия

наоборот»

Что нам дает, какие открывает перспективы изучение Земли

из космического пространства?

1

Астрономию по праву величают старейшиной среди земных наук. Еще в незапамятные времена стала для людей очевидной зависимость многих жизненно важных процессов на Земле (таких, например, как разливы рек) от расположения небесных тел, прежде всего Солнца. Начав с составления «на глазок» примитивных по нынешним меркам календарей, астрономия, развиваясь, жадно вбирала и использовала достижения математики, механики, физики, других наук.

И вот 6yKjaibHo на наших глазах эта дре-1ней|>1ая сфера человеческого знания переживает свою вторую молодость. Если раньше ученые только разглядывали космос (оптическая астрономия имеет дело с информацией, которую несет электромагнитное излучение в оптическом диапазоне волн), то теперь они могут «прослушивать» его (радиоастрономия исследует излучения с длиной волны от нескольких мил-лиметроп до десятков и со-ен метров) и даже получать рентгенограммы (рентгеновской и гамма-рс-роно-мии до :тупны длины волн порядка 10-8 см). Такое резкое расширение диепезона наблюдений позволило, образно гоьоря, взглянуть на мир не через узкую щель, а распахнув настеж1- ставни.

«Астрономия наоборот» в полной мере использует волновую экспансию обычной астрономии. Но что такое вообще «астрономия наоборот»? Академик Р. Сагдеев употре ■ бил этот емкий и точный термин в своем докладе на конференции «Человек и космос». Расшифровать его можно так: наблюдения Земли из космического пространства. Разумеется, речь идет не об иноп/ а-нетянах, рассматривающих нашу обитель из своих кораблей. В «астрономии наоборот» человечество изучает само себя и планету, на которой оно обитает.

Техническое оснащение «астрономии наоборот» — это космические летательные аппараты (спутники, пи

лотируемые корабли, орбитальные станции), приборы, установленные на них, а также наземные средства приема и дешифрорки собранной информации, среди которых особо важную роль играют ЭВМ.

Становление и развитие исследований Земли из космоса имело наряду с чисто техническими философские, общенаучные и даже психологические предпосылки. Речь идет о принципиально новом научно-техни-ческом этапе в развитии человечества, который летчик-космонавт СССР В. Севастьянов назвал на конференции «вторым преодолением геоцентризма». Первое преодоление — открытие Коперника — можно считать теоретическим. Гениальный польский ученый показал, что

В. Севастьянов: «На наших глазах и ори наш-гм учас-ии происходит про-l" с, сравнимый с .11 ьс ог(ионн >1 1 перезооотом Коперника. Мы вторично — и тег.ерь уже .фактически — преодолеваем *п :ихо юги еский барьер» -центризма».

Земля не центр мироздания, а асе-го лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Но, теоретически низведенная до ранга рядового космического тела, Земля практически оставалась для людей их единственной и необъятной вселенной. Огромные неизведанные пространства (еще не нанесены на карту целые материки), гигантские ма-тери_1Льные и энергетические ресурсы (леса, почзы, полезные ископаемые — всего в избытке) — это был для человека целый космос, который только предстояло познать, заселить, освоить.

В наше гремя ситуация совершенно иная. Благодаря бурному научно-техническому развитию (особенно зр поЬледние два столетия) Земля и практически стал.* тем, чсм она являлась теоретически: конечным физическим объектом. Давно инвентаризованы сельскохозяйстьенные и лесные yt одья

Сократилось количество дичи и ры

бы, причем мноь ие виды игчезли или почти исчезли с лица земли Разведаны осночные месторождения полезных ископаемых.

Деятельность человека приобрела масштабы, сравнимые по своему воздействию на окружающий мир с геологическими факторами. Дальнейшее отношение к Земле, как к неисчерпаемой кладовой материи и энергии, как к системе, автометиче-ски и безболезненно восстанавливающей плодородие почв, чистоту воздуха и воды, явно становится неправильным.

Не останавливаясь подробно на кризисных экологических явлениях, мы лишь подчеркнем, что результатом научно-технического и промышленного ргзвития как ррз и явилось «второе преодоление геоцентризма» — практическое превращение Земли в конечный физический обт ект.

За последние десятилетия почти одновременно возникли как общетеоретические предпосылки, так и прямые технические возможности для развития «ас.рономии наоборот».

Классическая астрономия, конечно же, не случайно, не от хорошей жизни ограничивалась дистанционными методами наблюдения. Это диктовалось колоссальными расстояниями до исследуемых объектов. Недосягаемость (в буквальном смысле слова) небесных светил послужила даже основанием для философа-пессимиста XIX века Огюста Конта категорически заявить, чго состав звездной материи навоегда останется тайной для человека Но, хотя сей философ очень скоро был посрамлен открытием спектрального анализа (позволяющего с большой точностью определять химический состав звезд), «запрет» на непосредственные контакты с космическими телами не стал для астрономов более утешительным. Не случайно они сразу же ухватились за ракетную технику, позволившую им вести наблюдения бе? атмосферных искажений и облачных помех, давшую возможность нахонец-то трикос-нуться к внеземной породе — доставленным на Землю образцам лунного грунта.

А в «астрономии нгоборот», действительно, все наоборот. Земля — вот она, под ногами: бери ее «живьем», исследуй, изучай! Зачем же. спрашивается, нужно удаляться от нее на сотни, тысячи километров и уже оттуда, со всеми сголь знакомыми обычной астрономии помехами, вести наблюдения? Что нового могут дать дистанционные методы, когда интересующий нас объект давно и основательно изучается мето-демн непосредственного контакта (такими, как геология, география геофизика, метеорология и многие другие)?

8