Техника - молодёжи 1976-05, страница 63— Рожа кое в чем подобна электрону, — спокойно заметил Грачев. — На это я обратил внимание, еще будучи студентом. Электрон существует не сам по себе, а рождает вокруг себя поле. Точно так же и рожа. Оиа существует не изолированно, а рождает вокруг себя некоторое эмоциональное поле, и хорошо ощутимое. — Я скажу вам, что общего между всеми этими физиономиями. Они все нарисованы кривыми переменной кривизны, удовлетворяющими вот такому дифференциальному уравнению. — И, нагнувшись, Баталов иа-писал на бумаге довольно сложную формулу. — И этим объясняется сходство между физиономиями? — спросил Дубницкий. — Я не знаю наверное, — сказал Баталов, — но думаю, что да. Я твердо убежден, что с выражениями лиц связаны определенные математические инварианты. — Давно вы пришли к такому убеждению? — спросил Дубницкий, отхлебнув вниа из бокала. — Еще иа Земле. Математическое исследование физиономий — это мое хобби. Но мои успехи пока еще скромны... — Однако я не назвал бы скромными ваши художественные успехи, — сказал Дубницкий, указывая иа совершенно ошеломляющую физиономию в альбоме Баталова. — Эта физиономия построена исключительно при помощи моего уравнения и таблицы случайных чисел. Мое искусство здесь ни при чем... Разговор кончился ничем Мы все вскоре легли спать. На следующий день утром мы отправились иа место раскопок. С четверть часа Баталов вел планетоход по пустыне, лавируя между ослепительно белыми песчаными куполами. Потом впереди показался канал в жемчужио-серой мраморной одежде. Каменное дно канала покрывала тень. Вследствие необычайной прозрачности воздуха тени на Рухше были очень густыми, и канал казался бездонным. Нырнув в его глубину, планетоход повернул налево и поехал по мраморному руслу. Дорогой я поглядывал на погруженные в плотную тень, потрескавшиеся плнты, облицовывающие стены канала. Ехать нам пришлось минут двадцать. В одном месте канал круто изгибался, и, когда мы там проезжали, меня вдруг на мгновение охватило то самое острое, щемящее чувство грусти, смешанной со страхом, которое я несколько раз испытывал в детстве, глядя на подходившую к перрону электричку. Однако я ие придал этому значения. Вскоре планетоход вынырнул кз канала н подъехал к месту раскопок. Мы вышли из планетохода н осмотрелись. Посреди песчаного карьера стоял маленький экскаватор, освещавший дно карьера тремя мощными прожекторами. В этих широтах Аноида никогда не подымается над горизонтом выше чем иа двадцать с небольшим градусов, и еслк бы не прожекторы, то песок в глубине карьера был бы вечио погружен в плотную тень. Благодаря же прожекторам мы увидели на нем множество мраморных предметов. Там лежали бесформенные куски мрамора, граиеиые мраморные колонны, мраморные клинья и две больших мраморных плиты, полузасыпанных песком. Часа полтора мы осматривали карьер, а затем поехали обратно, причем за руль планетохода теперь сел я; трое моих спутников разместились сзади на кожаных подушках. Открытие, перечеркнувшее гипотезу Ле-Блана, было сделано нами Совершенно случайно. Когда мы проезжали мимо места, где канал изгибался, в иебе над нами ярко вспыхнул метеор, и в это мгновение прямо перед собой я отчетливо увидел чье-то печальное и немного страшное лнцо, которое живо напомнило мне желтую электричку. От изумления я вскрикнул и остановил планетоход. Метеор потух. Ничего, кроме трещин на стене какала, теперь не было видно. Но вдруг в небе загорелись сотни метеоров. Начался один из самых сильных и продолжительных метеорных ливней, когда-либо наблюдавшихся на Рухше. Он продолжался более часа, и за это время мы успели осмотреть и стократно сфотографировать те странные рисунки, которые прежде, в полутьме, всегда принимались всеми просто за трещины иа плитах, облицовывающих берега канала. Долго и пристально смотреть иа эти рисунки невозможно: начинает казаться, что вас обступают уродливые, угрюмые существа. Вас охватывает сильнейшее волнение. Становится невыносимо тоскливо. Вы чувствуете головокружение и страшную слабость. Впрочем, так происходит, если смотреть иа них издали. Когда же мы подходили к ним вплотную, то видели только тонкие крнвулииы, нарисованные черной краской иа плитах канала в месте его излома Фотографируя эти рисуикк, я еще дважды испытал ощущение, подобное тому, которое испытывал в детстве, глядя на желтую электричку. Когда мы закончили фотографирование и изучение рисунков, я, обращаясь к Баталову, сказал, что увиденное связано с некоторыми моими детскими воспоминаниями. СЕКРЕТ ЭЛЕКТРИЧКИ Вечером за ужином я рассказал моим товарищам о желтой электричке, о чувстве, которое я испытал в детстве, видя ее, и о том, что сегодня я испытал похожее чувство. — Нарисуйте, пожалуйста, вашу электричку, — попросил Баталов. Напрягая свою память,- я сделал на бумаге иабросок передней частк электрички. — Я объясню, почему эта электричка произвела иа вас такое впечатление, — сказал Баталов, — она качнула на вас волку символов печального человеческого лица. — Но как? — удивился я. — Вот посмотрите, в середине ее передней стенки помещается дверь, а по бокам двери — два окна. Дверь служила вашему воображению символом носа, а окна — символами глаз. Вы знаете, что когда брови, сближаясь, подымаются кверху, то лицо приобретает скорбное выражение? — Но у электрички нет ничего, что могло бы быть принято за брови! — Совершенно верно! Обратите, однако, внимание, как размещены ее окна-глаза по отношению к ее двери-носу. Они расположены очень низко. Теперь, как бы вы ни пробовали дорисовать здесь брови, вам придется карксовать их подымающимися кверху от краев к середине. Баталов нарисовал иа моем эскизе брови и продолжил: — Посмотрите на огражденную площадку, иа которую ступал машинист, выходя из двери. Ваше воображение сочло ее разинутым ртом. Неудивительно, что электричка казалась вам одновременно печальной и немного страшной. Я согласился с Баталовым, ио заметил, что остается непонятным, почему, глядя иа открытые нами рк-суикн, я испытал то же чувство, что в детстве при виде электрички. — По-моему, — сказал Баталов, — я догадываюсь, в чем тут дело. Общеизвестно, что у нас есть врожденные эмоциональные реакции на выражения лиц. Но я думаю, что мы эмоционально реагируем ие иа выражения лиц собственно, а на некоторые математические соотношения, сообщаемые нашему подсознанию при помощи выражений лиц. По-видимому, могут существовать и другие nor средники, способные передавать нашему подсознаикю сообщения о тех же математических соотношениях |