Техника - молодёжи 1976-12, страница 36

Техника - молодёжи 1976-12, страница 36

НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ФИЗИКИ

ЭЛЕВТЕР АНДРОНИКАШВИЛИ, академик АН Грузинской ССР, директор Института физики АН Грузинской ССР

В современной физике много различных направлений, но часто некоторые из них сливаются воедино.

Что такое, например, с позиций нашего института радиационная физика? Это слияние, синтез физики твердого тела, физики низких температур и ядерной физики. А физика низких температур? В нашем институте это снова — слияние тех же наук. А биофизика? У нас она развивается на базе тех же дисциплин: физики твердого тела, физики низких температур и ядерной физики.

Вот и получается многоплановый институт, в котором 950 человек трудятся над перечисленными проблемами да еще над физикой плазмы, физикой высоких энергий и прикладной ядерной физикой...

У республиканской науки есть три пути развития: во-первых, работать над проблемами, важными для народного хозяйства всего Советского Союза; во-вторых, работать над задачами, важными для республики, и, наконец, третий путь — путь самого высокого творчества в области фундаментальных наук.

Какой путь выбрать? Мы предпочитаем все три.

Но сначала — о первом из них.

Когда президент АН СССР А. П. Александров, выступая на XXV съезде КПСС, сообщил делегатам об успехах управляемого термоядерного синтеза (УТС) и о скором создании экспериментального термоядерного реактора, специалистам по физике твердого тела стало ясно, насколько исследования по проблеме УТС обогнали радиационную физику твердого тела. По существу, сейчас стоит вопрос о создании новой ветви радиационных исследований: термоядерного материаловедения.

Почему же грузинские физики считают нужным связать свою научную судьбу с энергетической программой Советского Союза, и коль ско

ро речь идет о термоядерных реакторах, то, следовательно, с не столь уж близким будущим энергетики'

Институт физики АН Грузинской ССР состоит из 22 самостоятельных отделов и лабораторий, 12 из которых так или иначе связаны с проблемой радиационной физики твердого тела. Это отдел низкотемпературного радиационного материаловедения и отдел физики и техники реакторов, отдел физики твердого тела и отдел физики низких температур, теоретический отдел, лаборатория электронной микроскопии, отдел прикладной ядерной физики, отдел вычислительной математики, отдел автоматизации научных исследований и другие подразделения.

Институт, располагая ядерным реактором исследовательского типа, превратил его, по существу, в аппарат, предназначенный для изучения металлов и сплавов, полупроводников и диэлектриков, сверхпроводников. Причем облучение производится в широком интерзале температур, начиная от температур, близких к абсолютному нулю. Специальность института — изучение твердых тел под тройным воздействием: радиации, низких температур и механических нагрузок. В связи с работами по изучению действия радиации на твердые тела и по изучению радиационной стойкости веществ при низких температурах на институт возложены функции головной организации по низкотемпературному радиационному материаловедению.

Институт играет заметную роль в научных кругах, связанных с этой проблемой. В частности, председателем научного совета Академии наук СССР по радиационной физике твердого тела является автор этих строк, одним из заместителей председателя и ученым секретарем совета являются также представители Института физики.

Рекомендации, выработанные в результате экспериментальных исследований института, через посредство научного совета оказывают определенное влияние на постановку работ в других научных учреждениях Советского Союза, в частности — на постановку испытаний на радиационную стойкость.

Хотелось бы остановиться на втором генеральном направлении наших исследований. Думать об индустриальном развитии своей республики — прямой долг каждого из нас. В ближайшем будущем при переходе энергетики Грузии на ядерное топливо все то, что делается сейчас в области ядерных реакторов, несомненно, принесет свои плоды. Но есть и задачи, кажущиеся весьма будничными, которые, однако, требуют внимания.

Сегодня одним из определяющих для Грузии направлений народного

хозяйства является производство марганца. Именно для марганцевой промышленности республики наш институт создал автоматические установки, действие которых основано на применении искусственной радиоактивности. Атомные ядра трансуранового элемента плутония, которым заряжена установка, испускают альфа-частицы, улавливаемые бериллием, окружающим плутоний. В результате этого образуется поток нейтронов, которые, попадая в замедлитель, постепенно теряют свою энергию и становятся так называемыми «медленными» нейтронами.

По отношению к этим нейтронам атомные ядра марганца, как принято говорить, обладают большим сечением захвата. Захватив нейтрон, ядро марганца становится искусственно радиоактивным и испускает гам-ма-квант. Отсчитывая число гамма-квантов, испускаемых пробой марганцевой руды, определяют количество марганца, заключающегося в ней. Сигнал о процентном содержании марганца в составе руды или в продуктах обогащения, в «хвостах» или в готовой продукции поступает в цех и служит основой для регулирования технологического процесса.

Хотя определение концентрации марганца является полностью автоматизированным, однако про регулирование технологических процессов этого пока сказать нельзя: для этого рудникам нужно иметь ЭВМ. И только с окончанием монтажа заводской электронно-вычислительной машины можно будет говорить и об автоматизированной системе управления технологическими процессами (АСУТП).

Схема дифференциальной калориметрической ампулы:

1 — медные контейнеры; 2 — батарея термопар; 3 — вкладж ie ячейки, изготовленные из золота; 4 — нагреватель; 5 — индиевая фольга; 6 — вывод нагревателей; 7 — отверстие для заливки в ячейку раствора: 8 — тефлоновая прокладка; 9 — винт для герметизации измерительной ячейки; 10 — крышка.

34