Техника - молодёжи 1976-12, страница 46

Техника - молодёжи 1976-12, страница 46

слепящем свете прожекторов, даже klmhh, торчащие сквозь слой ила «Но почему мы должны найти именно парус? — вдруг задаю я себе вопрос. — Да, ш говорили с Николаем о нем. Но это только предположение, всего-навсего гипотеза Да т --ожно лн верить в такое, правой И потоп, разве Николай, руководитель экспедиции, сказал мне, что нужно искать именно парус, только пгрус, и ничего больше? Нет, не гс срил он мне этого».

Я опуск- ю аппарат на прежнюю глубину и даже еще чуть иижс будем ходить вдол I и поперек, ооой-дем весь район И пусть кое-кто считает, что мы занимаемся пустяками.

«Дельфин» заходит в до,.ину. Слева скалы, г.пррчр (олмы. Скорость — полтора узла. Чтобы фотоаппараты успели произ ести съемку, ничего ие пропустив Кор-г/гр вижу крупных мертвых рыб- Они Л1 жат на дне, наверное, уже давно. Здесь нет бактерий, вызывающих гннеиие. И рыбина на дне Черного :лоря может прочежать очень долго При желании можно собрать коллекцию их для какого-нибудь биологического музея.

— «Дельфин», как слышно?

Позади десяток километров Делаю

разворот, нду к базе 11а дальнем холме... Что это такое? Сдержи )ая нетерпение веду аппарат туда... Нет, просто камень причудливой формы. А ведь где-то здесь, несомненно, покоится одни из кораблей греческого капитана Одиссея! 1'огди-то п. авали за золотым руном. И что такое золотое руно, какое оно, никто тол.сом не знал И сейчас, сегодня, завтра, всегда люди будут искать то звездный парус, то неуловимую ядерную частицу- . О них тоже немного, в общем, известно.

И все-таки какой он, звездный парус? >] попытался представить его Наверное, он очень большой световые лучи оказывают едва заметное даьлегне, и. чтобы сила была достаточной, н;жнп большая площадь Еще что? Не исключено, что он очень легок, так леток, что никакие привычные нам эталогы эфгмерно-стн не ю«ойдут дль его характеристики. А вывод?.. А вывод нз моих довольно простых ра-гуждений мог быть неожиданным Мм искали скорее всего ие там, где следовало!

Я с нетерпением дожидался конца смены.

И вот «Дельфин» вспл >ia. f [ам кинули швартовые ..онц .1 Мягкий удар о пневматический краиец. Стальная лапа крана поднимает наш аппарат и водружает его кильблоки в просторный ангар. Мь выбираемо, на палубу через люк. Я бегу к Николаю.

— 11то случилось? — встревожеи-HO спрашивает он.

— Да уж случилось! — невпопад гыпаливаю я н начинаю гбивчнрый

рассказ о предполагаемой конструкции п. руса.

— Ну и что нз этого следует? — спрашивает ои. И сам же отвечает — Да то, что искать его мы должны, пож< луй, на поверхности.

— Он должен пл-шать, — говорю я ,орячо. — Должен!

Ну и '-то ™.е, отменять подводные дежурства? . В кон-je концов мы решили сократить их, к удоюльствшо Нины Во. когиа мы с ней стали настоящими друзьями

Про'ила неделя. Мы нан :глн на карте направления течений Даннме о ветре были довольно точные, и мы надеялне- теперь на успех. Мы повернули «Одиссей», обогнали течение, зашли на добру.о сотню километров вперед, чтобы не пропустить предполагаемую находку. «Одиссей» стал совершать рейсы поперек _ :чення. словно дожидаясь добычи 11ечсго и говорить, что мы были далеко не уверены в успехе. Если говорить честно, у нас был одни шанс из тысячи. В том случае, конечно, если «яхтг» вообще существовала, не бы \а нашей выдумкой

..В одни нз дней, когда мы почти потеряли надежгу, наш трал для бьипланктона зацепился за что-то. Нина позвала меия.

— Георгий, посмотри-ка!

Я прошел к лебедке. Из воды метрах в тридцати от кормы выступала какая-то полупрозрачная штуко-вь. а, точно огромрый плавник рыбы Мы полтяиуАи ее поближе. Я стал PCM [трнваться: оча была цвета морской волны н оттою сначала показалась прозрачной. Ее нч.кний край глубоко уходил в воду. Я боялся поверить. Чтобы потом ие ра ючаро-ваться.

Заработг ла лебедка Я не торопил событий. Кто го положи., руку на мое плечо. Обернулся: Николай. Я мо 14а кивнул.

J и был ие так велик: сотня квадратных метров, не более. Странной была его форма он был похож на витую раковину. Поверхность его ■ияла в лучах утреннего солнца. И там, где была вершина раковины, к нему трнцепнлея прозрачный пузырь. Совсем небольшой, около метра в диаметре. Он был пуст. 11ич«го особенною там, внутри, ие обнаружилось. Когда mdi подняли «яхту» на палубу, когда я окинул взглядом ее простые и вместе с тем какие-то необычные обводы, когда сумел угадать назначение некоторых деталей: маленького, едва заметного сиденья рнутри пузыря-кабньы крохотной рукоятки, какой-то педалькн,—- только roi да радость открытия начала наполнять все мое существо

От прикосновения моей ладони по парусу пробежали синие искры, он звонко гудел, и мы все долго-долго слушали >ту песню, принесенную им издалека. Нз звездных далей

Как и житепь р шнины, которому неуютно на горных склонах, обычная сепьхозмашина неважно чуз-ствугт себя на изрезанных, порой крутых делянках зерновых, чайных, фруктовых, виноградных угодий Кавказа и гш, Крыма I Карпат. О том, как «учат алг пинизму» про-пашчые трактиры, самоходнье шасси, транспортные агрегаты, расска-зьпают наш ЯЯу корреспонденту спе цьалисты по мгшинам для горного земледелия — директор ВЬИИгор-ельмс -а к.т.н. Т. (A3 ЬРИШВИЛИ и ' 'о ьамоститгти лауреат Ленинской .(ргмии Т. ЧЕЙЛДВИЛИ и к.т.н. Н. ГАБУНИЯ.

Горы — это не только ристалище альпинистов и горнолыжников, пастбище дпя скоть, естественные лльн-', |ции растений-медоносов. До некоторых — не слишком больших! — высот на причудливо чзре?анных склонах привольно произрастают чай лучших сортов, целые сьды плодовых деревьер, виноградные лозы с ягодами лучших чинных сортов. Более чел. 85 млн. га занимают горные земледельческие угод1.я нашей страны. Ht 9 млн. га этой площади pi скинулись пахотные земли, на 67 млн. га — горные луга и пьст-бища. Десяток миллионов i ектаров еще предстоит освоить горным земледельцам Закавказья, Краснодарского и Ставропольского коаев, Кабардино-Балкарской, Северо-Ссетин-ской, Чечено-Ингушской, Дагестсн-ской АССР, Среднеазиатских республик, Казахстана, Крыма, Алтая и Закарпатья.

Как ни отдалены друг от друга горные районы разных краев, как ни различны природные условия Кавке-за и Тянь-Шаня, Карпат и Крыма, естъ у горных земледельцев масса общих проблем. Вот они: рельеф сильно рассечен, обрабатываемые участки — небольшие по площади и неправильные по форме — разбросаны на большом пространстве, на склонах разной крутизны доходящей до 35—40'. Почва подвержена эрозии, особенно водной.

Трудности механизации горного земледелия далеко не исчерпываются только проблемой обеспечения хорошего «самочучстчия» техники на склонах. Пер.зая, совершенно очевидная опасность для тракторе, или иной сельхозмашины — опрокинуться. Казалось бы, эту потенциальную неприятность можно предотвратить, сделав машину пошире и пониже, как танк, для которого не препятствие и 45-гр дусный подъем Но трактор не тпнк, и ему вовсе не нужно брать препятствие «в лоб», ползать вдоль склона. Больше того — это крайне нежелательно, ибо почву следует обрабатывать непременно поперек склона. Иначе потоки дождевой или иной воды в счи

44