Техника - молодёжи 1977-05, страница 27

Техника - молодёжи 1977-05, страница 27

ГОТОВЯСЬ К БОРЬБЕ СО ЛЬДОМ

До сих пор мы говорили о типах оснований для проходки поисковых и разведочных скважин. Однако ныне бурение на Галицинской и на Стрелковой структурах в принципе подтвердило: газ на Черном и Азовском морях есть. Следовательно, пройдет не так уж много времени, когда встанет вопрос о его добыче, а значит, прежде всего о стационарных основаниях для эксплуатационных скважин. И тогда газовиков на Азове — это сейчас уже совершенно ясно — будет ждать еще одна, возможно, самая сложная проблема: как бурить круглый год в замерзающем море?

Ведь с первыми подвижками льда прекращаются всякие работы. Ограждающие скважины металлические обсадные колонны срезаются начисто. А весной все приходится начинать заново. Подавляющая часть морских установок, применяемых в мире, не в состоянии выдержать ледового натиска. Да они и не рассчитаны на это. Среди множества буровых, создававшихся, казалось бы, с учетом всевозможных условий в акваториях планеты, в ледовой обстановке пока действует лишь одна — экспериментальная, сооруженная на Азове.

Но как же в таком случае собираются использовать там же погружные основания, спроектированные киевлянами для поиска и разведки? Они будут работать восемь месяцев в году. В остальное же время простаивать. Выход, конечно, не идеальный, но другого-то, проверенного, еще нет.

Что же касается стационарных буровых, то пока есть лишь варианты проектов. В основе каждого из них лежит идея ледолома в сочетании с железобетонной броней. Эти будущие ледостойкие установки для проходки эксплуатационных скважин различны и по конструкции, и даже по архитектуре. Одна напоминает усеченную трехгранную пирамиду (проект Крымской комплексной лаборатории), другая — усеченный конус (вариант Украинского научно-исследовательского института природных газов), третья, та, что уже сооружена, — восьмигранную башню (разработка Московского инже-нерно-строительного института).

При подвижках лед должен рассекаться основанием, а его осколки, вползая на «бронированные» наклонные плоскости, ломаться. У всех этих вариантов свои достоинства и один общий недостаток: они еще не проверены на практике. Поэтому трудно сказать, какому будет отдано предпочтение.

Повышенный интерес как проектировщиков, так и исследователей к

ледостойким буровым понятен. Азовское море только частный случай. Большинство морей, омывающих берега нашей страны, замерзающие. Почти все воды Дальнего Востока, Балтики, даже северная часть Каспия с наступлением холодов сковываются ледовым покровом, и ничто не в состоянии остановить его медленного движения. Обширен шельф страны, но до его полезных ископаемых не удастся добраться, если не научиться противостоять дрейфу льдов. И проекты появляются один за другим. Например, бакинцы разработали конструкцию железобетонной затопляемой буровой для шельфа Охотского моря в районе Сахалина. Оболочка типа усеченного конуса диаметром 32 м в нижней части, с толщиной стенок 2 м должна заполняться щебнем и цементным раствором и дополнительно крепиться ко дну сваями. Она рассчитана на бурение куста наклонных эксплуатационных скважин. Постройку опытного образца предполагается начать в ближайшие годы.

Этой проблемой озабочены и специалисты других стран. Скажем, в США для изучения возможности бурения на замерзающих морях создана (в Хьюстоне) проблемная лаборатория. Не дремлют и частные компании. Фирма «Термо-Динамикс» выдвинула проект ледостойкого основания для бурения куста скважин при глубине моря 22 м. Своей конфигурацией оно напоминает гигантский причальный кнехт (к которому крепят на пристанях канаты). Диаметр этого бетонного сооружения превышает 120 м, а высота приближается к 70 <м. Оно столь громоздко и дорого (ориентировочно его стоимость составляет 60—100 млн. долларов), что заняться реализацией проекта, предложенного еще 5 лет назад, никто пока не отважился.

Из зарубежного опыта можно упомянуть разве лишь о буровых основаниях, воздвигнутых в заливе Кука (Южная Аляска), куда изредка заносит течениями и ветром дрейфующие льды из открытого моря.

Однако проникли же все-таки наши нефтяники в глубины дальневосточного шельфа, не располагая при этом ледостойкими платформами. Пробурили скважины до подводных структур Сахалина, с помощью которых получили «черное золото» с месторождения Одопту и открыли запасы газа в заливе Ани-ва. Как же это удалось?

С берега и только с берега — наклонными скважинами. Бригада сахалинского мастера П. Касьянова побила в этом отношении все рекорды, достигнув места, отстоящего от суши почти на 2,5 км. Это большое достижение. Но ведь оно же близко к пределу. Ну, еще сотня, ну, до

пустим, еще несколько сотен метров... Разве этим можно удовлетвориться, стремясь к освоению обширных пространств шельфа? Ведь иногда его ширина достигает 1500 км!

Нет, без ледостойких буровых оснований никак не проложить дороги к нашим морским ресурсам топлива. И тут есть над чем поломать голову, тут еще надо многие конструкторские варианты пропустить через горнило самых придирчивых испытаний.

На 1-й странице обложки воспроизведен рисунок проекта плавучей буровой платформы «Припай», демонстрировавшейся на выставке лучших изобретений и рационализаторских предложений «Новаторы — пятилетке» в Севастополе (октябрь — декабрь 1976 года). Эта установка водоизмещением 20 тыс. т предназначена для бурения 6-километровых разведочных скважин в ледовых условиях при глубине моря до 100 м. Ее диаметр 58 м, а высота борта 20 м. Буровая снабжена электростанцией мощностью 8 тыс. кВт. Ее обслуживают 94 человека.

Проект ледостойкой мореной буровой, предложенный бакинскими инженерами.

Ф32м Ф20м