Техника - молодёжи 1977-10, страница 66

Техника - молодёжи 1977-10, страница 66

вествовалось о плавании семи поморов от устья Онеги до Карсного моря в царствование царя Бориса. По моей просьбе священник перевел мне со старославянского отрывок из книги, который, думается, может представить интерес для читателей. Вот он в вольном пересказе.

В год постройки святой Софии в Великом Новгороде купцы новогородские послали приказчиков и ушкуйников на Югру собирать дань и торговать но-вогородским товаром.

Приказчики плыли тридцать ден с лишком. Плыли реками через волоки на ушкуях. Там на берегах реки Кары был торг великий и собирание дани. Приказчики, чтобы предки ненцев и коми были покладистее, захватили им бочонок браги хмельной. Во время торга и сбора дани данники пля

сали и веселились, отведав браги. Старый шаман развеселившись, по-своему песни пел и принес в дар камень «чюдной и зело тяжелый», камень сей был черный, но блестел и проявлял чудеса. Когда потерли им топоры железные новогородского поделья, стал он к себе ножи железные притягивать, иглы и гвозди

Стали думать, что в нем за сила таинственная сокрыта? Да в ту пору один из нерадивых при сем приказчиков разронял наземь иглы железные для торга.

В августе 1930 года я работал в составе экспедиции Севкрайрыбы по выявлению рыбных богатств в реке Онеге и озерах. Это было необходимо для составления первого пятилетнего плана Архангельской области. И вот в этой экспедиции мне довелось у местного священника увидеть старинную, сильно поврежденную рукописную книгу конца XVI века. В ней по

Стали по земле тем намнем водить и все те иглы железные сами собой к нему побегли! Чудо из чудес. Одна игла в лужу грязную попала, и положил ее приказчик сей в горшок с льняным маслом, кое с собою брали для разной надобности, чтоб та грязь с земли сошла. И свершилось одно «чюдо великое». В масле том, в горшке глиняном игла развернулась одним концом на полночь, а другим на полдень. Прочитали молитву, все по-прежнему. Сила чудная не исчезает.

Ушкуйники-то увидали и говорят: на щепку деревянную в тот горшок ту иглу чудесную положить. Положили, и плавает она в масле на щепке и одним концом полночь показывает, а другим полдень, и взговорили все разом ушкуйники: «Возблагодарим бога за чюдо сие, возьмем иглу чюдесную на ушкуи, и будет та игла нам показывать и в дождь и в снег, на реках, озерах и окияне путь на Новгород, к родным домам». Так игла компасная в Новгороде Великом появилась.

Вот все, что сохранилось у меня в памяти. Священника я больше не встречал. Судьба его книг неизвестна.

М. АФАНАСЬЕВ, доцент

Москва

Разные разности

Наконец-то остановились

Амеоиканский центр статистики в области здравоохранения установил. что дети, родившиеся в США за последние десять лет (1965 — 1975), меньше ростом, чем сравнимые группы детей, родившихся до 1965 года. Не есть ли это первый признак прекращения акселерации, которая десять лет назад буквально приводила в панику антропологов? Действитель

J

но, с 1880 по 1960 год мужчины в Европе стали побольше ростом. Голландцы выросли на 6,5%, норвежцы — на 4,7°:-, немцы — на 3,8 , французы — на 2,7%, испанцы — на 1,4 . А уж об американцах и говорить не приходится: в 1965 году средний рост мужчин в возрасте 18 — 24 лет составлял 190 см!

Вот почему с облегчением встречено сообщение статистиков: похоже, акселерация кончилась и средний рост для всех возрастных групп мужчин в США достиг своего максимума — 175 см.

Истоки

взаимозаменяемости

«...желая на опыте удостовериться в том, действительно ли в Туле ныне достигнуто то совершенное однообразие частей замка, которое в других государе ствах всегда почиталось невозможным». Александр I велел в 1825 году разобрать несколько замков, взятых из большого количества, и, перемешав детали, снова собрать их. «Сии, из перемешанных между собой частей, составленные замки имели ход столь же свободный, как есть ли бы части каждого одна к другой нарочно были прилажены».

В том же году аналогичный опыт был проделан и с ружьями причем «действи

тельно все части пришлись одна к другой в совершенной точности». Позже, перед первой мировой войной, сборка по принципу взаимозаменяемости получила применение на подольском заводе.

«Лошадь или две для видимости...»

Внедрение трамваев в Петербурге очень длительное время откладывалось из-за-пугливости лошадей. Разрубил этот гордиев узел петербургский градоначальник генерал Грессер. На ходатайстве о разрешении движения механических вагонов по улицам Петербурга он написал очень мудрую резолюцию: «Понеже лошади обывателей пугаются при виде экипажа, движущегося без лошадей, то следует впереди механического вагона припрягать лошадь или две для видимости, не требуя того, чтобы они при движении вагона натягивали гужи или постромки».

Огонь поэзии и лед науки

В 1806 году, выступая перед свежеиспеченными мичманами российского

флота, известный русский навигатор П. Гамалея встал

перед необходимостью разъяснить им разницу между научным и поэтическим описанием одного и того же предмета. Тогда-то он и привел пример, по праву считающийся классическим. Это были строки из поэмы Ломоносова «Петр Великий», где описывается плавание по Белому морю при незаходящем солнце.

Достигло дневное

до полночи светило,

Но в глубине лица

горящего не скрыло;

Как пламенна гора

казалось меж валов

И простирало блеск

багровый из-за льдов.

А вот как, по мнению Гамалеи, мог бы описать это же самое ученый:

«Мы, пришед в широту, в которой дополнение меньше склонения солнца тогда бывшего, видели сие светило целые сутки сверх горизонта».

«Здесь и причина показана, — говорил Г амалея, — и гораздо больше усилий потребно достигнуть до сего описания, но сколь оно холодно и мертво в сравнении с первым». В чем же секрет живости и очарования поэтического описания?

Гамалея считал, что выражения и образы, нелепые во всяком другом описании, в поэзии не только позволительны, но истинны, «ибо представляют то, что нам кажется».

В. ЧУКАЕВ

Лени нград

/1 >съе

А юбознайкина Как появился компас на Руси?