Техника - молодёжи 1977-12, страница 65

Техника - молодёжи 1977-12, страница 65

Многие свои книги В. Немцов относит к жанру «реальной мечты». Быть может, к таким его произведениям, как «Тень под землей», «Золотое дно», «Альтаир», «Осколок солнца», применим и термин «фантастика ближнего прицела». В повести и романы В. Немцова часто входят события и эпизоды его собственной жизни, его трудовой биографии. А книга «Параллели сходятся», выпущенная издательством «Молодая гвардия» в 1975 году (второе, значительно дополненное издание), — это настоящий автобиографический роман. Прежние книги писателя были как бы подступами к этому жанру. И вот перед нами довольно систематический рассказ о жизни писателя и инженера, художника и поэта...

«Я занимался изобразительным искусством, — вспоминает писатель о годах молодости, — живопись, графика, декорация. Вторым увлечением почти одновременно стала сцена: декламация, «живая газета», в которой я также был автором разных сценок, фельетонов, частушек. С этим тесно смыкается увлечение поэзией, причем мои стихи печатались в областной прессе и кое-что даже в Москве. Наконец, «четвертая ипостась» — техника».

В те далекие 20-е годы В. Немцов на собственном опыте ощущал романтику, созвучную свершившейся в России революции. Он встречался со многими известными прозаиками и поэтами. Довелось ему побывать и на заседании группы ЛЕФ, руководимой тогда В. Маяковским. В книге «Параллели сходятся» В. Немцов пишет: «Для меня это был двойной праздник: во-первых, познакомился с видными представителями современной литературы, в которых меня, юношу, подкупала революционность, необычная новизна формы и, главное, что душой этой группы был Маяковский. Во-вторых, благодаря ему я познакомился с мейерхольдовским театром. Самым современным и революционным.

Да, действительно параллели сходятся. Для меня в ту пору поэзия Маяковского и театр Мейерхольда были неотделимы друг от друга и не только потому, что на собственном, правда детском, опыте чувствовал родственность творческой сущности поэзии и театра, но и потому, что Маяковский и Мейерхольд для меня явились символическими фигурами передового революционного искусства»

Судьба В. Немцова насыщена отзвуками эпохи. Учился в Туле, на рабфаке. Тогда же начал писать стихи, которые печатались в газете «Коммунар», рисовал карикатуры для местной комсомольской газеты. Потом В. Немцова направили в Московский университет, где он учился

МЕЧТА 0 БУДУЩЕМ

на литературном отделении. Еще в Туле увлекся радиотехникой, некоторые конструкции были опубликованы в радиолюбительских журналах и газетах. Поэт и зачинатель Научной организации труда А. К. Гастев пригласил его в Институт труда заведовать конструкторским бюро. Началась изобретательская деятельность.

Затем Немцов был приглашен в военный институт связи, где занимался конструированием малогабаритных радиостанций. В ту пору он получил более 20 авторских свидетельств на изобретения. Радиостанции были приняты на вооружение. В качестве конструктора помогал в их освоении на заводе в Ленинграде. Там же застала В. Немцова и блокада. Затем командование послало его в Баку для организации радиозавода. И вот он уже главный инженер. За создание новых образцов вооружения и изобретательскую работу приказом народного комиссара обороны ему объявлена благодарность... Затем будущий писатель на

граждается орденом Красной Звезды. После войны В. Немцов переходит на литературную работу. С 1945 года у него вышло на русском языке 35 книг. Издавались они на 25 языках, в том числе и за рубежом. В 1957 году за заслуги в развитии советской литературы и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много сил он отдал общественной работе. Был заместителем секретаря парткома Союза писателей СССР, председателем секции научно-художественной и научно-фантастической литературы. Работал членом Советского комитета защиты мира.

До сего дня писатель с любовью относится к молодежи. Можно, пожалуй, сказать, что любовь эта с возрастом крепнет (ныне Владимиру Ивановичу Немцову исполнилось семьдесят лет). С особой симпатией относится он к студентам, молодым рабочим, учащимся профтехучилищ. Писателю памятны дни комсомольской юности — они запечатлены им в «Параллелях».

В романе сохранено все то, что позволяет судить о «четвертой ипостаси» гтисателя-фантаста, об увлечениях техникой. Он вспоминает:

«При испытании передатчика на дальность действия я пользовался велосипедом. Приемник привязывал к багажнику, здесь же закреплялась и гибкая антенна.

Дорожки окрестных лесов долго хранили отпечатки велосипедных шин. Путешественник стремился добраться до несуществующей линии горизонта, где, как говорит теория, прекращается слышимость ультракоротких волн.

Но как нельзя было найти горизонт, так нельзя было точно установить границы слышимости».

Позже новые эксперименты, новые поиски. «Не помню, где я вычитал, что всхожесть семян повышается под действием ультракоротких волн. В разные ящики группами были посеяны облученные семена. Отдельно покоились семена, с которыми мы ничего не делали»

Автобиографический роман В. Немцова помогает проследить творческую судьбу писателя-фантаста, как бы воочию увидеть его творческую лабораторию. Не так уж много подобных книг в нашей литературе.

Невольно вспоминаются страницы автобиографической повести А. Грина. Создатель «Алых парусов» бежал от дореволюционной действительности в страну мечты. В. Немцов ищет и находит свою тему в современности, в нашей социалистической повседневности.

БОРИС РАВИКОВИЧ, действительный член Географического общества СССР

60