Техника - молодёжи 1983-07, страница 20

Техника - молодёжи 1983-07, страница 20

А. ХОЛЛАНЕК. Традиции польской фантастики тоже давние — достаточно вспомнить известный советским читателям роман Е. Жулавско-го «На серебряной планете». А ныне активно работающих польских фантастов — десятки. Меньше всего писателей старшего поколения (я отношу себя к их числу): С. Лем, К. Борунь, К- Фиалковский, А. Виш-невский-Снерг, первый роман которого «Робот» был назван нашими читателями лучшим произведением польской фантастики последних десятилетий. К среднему поколению относятся известный советским читателям Я. Зайдель, М. Паровский и другие. А затем следует очень большой отряд молодых во главе с В. Жвикевичем. Издательство КАВ, издающее массовыми тиражами новинки польской НФ (и получившее, кстати, на двух последних «Евроко-нах» призы за лучшую книжную серию), выпускает сейчас многотомную антологию произведений молодых писателей. Да пожалуй, и наш журнал основной упор делает на поиск новых талантов. Мы, например, проводим постоянный конкурс НФ-произведений. Это не только рассказы, но и картины и рисунки.

— Кстати, давайте поговорим о развитии других видов фантастического искусства. НФ, как мы знаем, не исчерпывается одной литературой...

П. КУЦКА. Что касается живописи, то ваша выставка «Время — Пространство — Человек» с ее тысячным собранием картин — явление, бесспорно, уникальное. Здесь нам приходится вас догонять. Недавно в будапештском издательстве Ф. Мора состоялась выставка НФ-произведе-ний венгерских художников. Для поощрения участников многие организации выделили ряд премий: различные министерства, художественный

фонд, издательства, даже крупные книжные магазины. Но хотя в Венгрии есть художники-фантасты, в Союзе художников соответствующей секции нет. Они группируются вокруг рабочего комитета по НФ при Союзе писателей. Среди них есть 5— 6 художников-профессионалов, очень хороших. Я обязательно пришлю вам слайды с их работ. А если одна из встреч писателей-фантастов социалистических стран состоится в СССР, то можно будет привезти и картины. И неплохо бы издать на всех языках антологию НФ социалистических стран, обязательно с репродукциями работ лучших художников-фантастов.

А. ХОЛЛАНЕК. А вот в Польше НФ-живопись только-только зарождается. Признаюсь честно, знакомясь с вашей выставкой, я испытывал настоящую зависть. Однако мы уже опубликовали несколько рисунков, поступивших на конкурс, и вскоре, думаю, сможем принять участие в обмене слайдами. А в будущем планируем создать при журнале клуб фантастов-пррфессионалов: туда будут входить и литераторы, и критики, и художники, и деятели кино...

— Мы перешли к кинематографу. Принято считать, что в кино для НФ наступил «золотой век». Что можно сказать по этому поводу?

П. КУЦКА. НФ-фильмов в Венгрии выходит на экраны действительно много, но в основном это иностранные фильмы, отечественных практически нет. Правда, я сам недавно написал сценарий такого фильма, называется «Транспорт». Ставить его собирается режиссер Анд^еаш Сурди... Да, упускать из виду НФ-ки-но никак нельзя. Сейчас появился новый канал, по которому оно достигает широкой аудитории, — видеомагнитофоны. Благодаря видеокассетам имеется возможность по-

А. ПРОСТЕВ. «И снова Земля».

смотреть то, что еще не вышло на экраны. Например, НФ-фильм «ЕТ» («Инопланетяне») пойдет у нас в прокате только осенью, а на видеокассетах, которые продаются в магазинах, он уже есть.

А. ХОЛЛАНЕК. И в Польше видеомагнитофоны становятся все более популярными. А вот выбор польских НФ-фильмов по-прежнему беден. Как правило, это объясняют слабыми якобы техническими возможностями. Но я бы не рекомендовал слепо подоажать западному кинематографу. а хорошей НФ техника играет все-таки лишь вспомогательную роль. А когда ее слишком много — как в тех же «Звездных войнах», — это утомляет и заслоняет смысл происходящего.

— Наконец, последний вопрос. У нас иаряду с мнением, что специализированный НФ-журнал обязательно нужен, можно услышать и противоположное: зачем, мол, такое издание, не лучше ли выпускать в год еще 5—10 книг? По объему, дескать, получается одно и то же...

А. ХОЛЛАНЕК. Нет, разумеется, специализированный журнал НФ необходим. Ведь мы, например, печатаем не только фантастику, но и критику, интервью, биографические и библиографические сведения, информацию о международных встречах и награждениях. Где, кроме специализированного журнала, помещать такие материалы? А если они будут рассыпаны по другим, неспециализированным, как их будет искать читатель? Кроме того, производственный цикл журнала короче, это позволяет оперативно публиковать новинки жанра. Наконец, журнал НФ является естественным центром, вокруг которого группируются писатели, художники, клубы любителей фантастики — а их, как мы знаем, много и в Польше, и в Венгрии, и в СССР.

П. КУЦКА. Основываясь на десятилетнем опыте нашего издания, могу добавить, что специализированный журнал НФ дает неоценимые возможности для пропаганды лучших образцов мировой фантастики. Очень часто весь номер «Галактики» целиком посвящен творчеству писателей и художников какого-то одного государства — например, СССР, Болгарии или Польши, — и это позволяет раскрыть перед читателями достаточно полную панораму НФ в данной стране. И такой подход приносит свои плоды. «Галактика», несмотря на языковые барьеры, с каждым годом завоевывает все более широкую международную популярность. Например, шведский фантаст С. Лундвалл в своей работе по истории фантастики включил ее в тройку лучших НФ-журналов мира.

18