Техника - молодёжи 1978-06, страница 21личество свидетельств в пользу обратного не позволяет мне сделать это. Все же мы так мало знаем о времени, н столь ничтожен наш прогресс в его понимании и в управлении им, что мы не имеем права исключать даже такне еретические предположения, как возможность ограниченного проникновения в будущее. Научившись мгновенно пронзать пространство н время, кем же предпочтет быть человек — потребителем наслаждений нли деятельным творцом космического порядка? Когда-нибудь с помощью телеметрических устройств мы познаем путь орла в небе, кита в океане н тигра в джунглях. Так мы вновь обретем наше родство с животным мнром, утрата которого является одной из самых горестных для современного человека. Более сорока лет назад И. Форстер в рассказе «Машина останавливается» описал наших далеких потомков, которые жили в уединенных кельях и почти не покидали их, потому что моглн в любое мгновение установить телевизионный контакт с любым человеком, где бы он ни находился. Мораль рассказа: дальняя связь н дальние передвижения — факторы противоборствующие. Возможно, мы потеряем вкус к странствованию и риску, когда научимся, оставаясь в комфортабельном и безопасном месте, сливаться на время с любыми существами н достаточно сложными машинами и тем самым становиться животными, другими людьми, космическими кораблями, подводными лодками н т. д. Это дало бы нам нечто гораздо большее, чем чисто интеллектуальное удовлетворение. Острота ощущений, которые можно испытать сейчас при вождении гоночного автомобиля и .и самолета, может быть, всего лишь бледный призрак того волнения, которое познают нашн правнуки, когда сознание человека будет свободно пе релетать по его воле от существа к существу и от машины к машине, легко рассекая с ними просторы моря, неба, космоса и недр. Но если, добившись такой власти над силами природы, мы потеряем всякий интерес к ее использованию, это будет очередная шутка истории. Наслаждением, конечно, не следует пренебрегать, но в конечном счете силы стоит тратить только на расширение наших знаний и создание прекрасного. Познание — высший вид наслаждения. Космическая экспансия человечества почти наверняка породит новое и качественно более высокое чувство человеческого достоинства и ответ ственьости. Рост этого чувства будет происходить, вероятно, параллельно с интеграцией индивидуальных человеческих сознаний в некий трудно-представимый вид космического сознания, как это и предсказывал К Э. Циолковский. В наблюдаемой нами вселенной насчитывается более 10 в двадцатой степени звезд (единица с двадцатью нулями). Ясно, что контроль над столь сложным объектом не по силам индивидуальному человеческому разуму. Число звезд в одном нашем Млечном Пути превышает в десять раз количество клеток в нашем мозгу. Но интеграция разумов через «сопереживание» н «сомыслие» способна привести к появлению разумных созданий столь же гигантских, .как планеты, солнца, галактики. Хотя почти все биологи сегодня будут отрицать возможность эволюционного приспособления жизнн к условиям космического пространства, мне кажется, было бы неразумно недооценивать возможности природы, учитывая современный уровень нашего неведения. Возможно, ьрав был не только К- Э. Циолковский, допускавший возникновение могучих «.эфирных существ», не привязанных жестко к какой-либо вещественной оболочке. В пределе нынешний человеческий разум может оказаться той элементарной «клеточкой», из которых сложатся разумные существа не просто галактического, а космического масштаба. Ясно одно: разумные существа будущего, наши потомки, смогут все испытать и все познать. Но они не будут похожи на богов, ибо никто из богов, которых мы можем вообразить, не обладал таким могуществом, каким будут располагать эти действительные повелители космоса. Перевела и подготовила ОЛЬГА СКУРЛАТОВА 2* 19
|