Техника - молодёжи 1979-01, страница 28

Техника - молодёжи 1979-01, страница 28

вые, на них уже лет 15 работают. <Но всегда можно что-то улучшить, усовершенствовать. Вот у нас на участке применяются новые резцы с быстрорежущими пластинами. Если обыкновенным резцом проточить цилиндр можно за 3 мин, то специальным — вдвое быстрее, за полторы.

Что касается «секретов», то у меня пока только один: работать не торопясь. Еще в ПТУ нам внушали правило: не спешить, больше думать. Когда впервые пришел на завод, еще была у меня этакая нервозность, суетливость. Спасибо, бригадир помог овладеть собой. Считайте, что эта сосредоточенность и позволяет мне совершенствоваться. Мой личный план — 196 нормо-часов. А выполнил я в июне 217. При этом июнь у меня был трудным месяцем — шесть дней не работал.

В. К о б з е в. Мне хочется сказать о другом. О таланте рабочего. Ведь это и есть, по-моему, главный «секрет» мастера. Каждый человек имеет свой талант. И говорить о таланте рабочего так же естественно, как о таланте художника или артиста. Только мы не слышим аплодисментов, не получаем цветов. Наш успех измеряется в секундах и миллиметрах. И оценивает его контролер ОТК. Ну и заказчик, конечно.

Хороший рабочий, как хороший шахматист, должен думать о будущем, видеть на несколько ходов вперед. Уметь не только применить уже известное, но и предложить что-то свое. Не только знать технологию, но следовать ей с умом, а не слепо. Получил я как-то партию заготовок. На чертеже кратко написано: «Особо точно выставить, фрезеровать. Сделать шип 12X4». И хотя деталь не из очень сложных, но намучился я с ней досыта. Пока не решил: сначала делать лыску, а потом прорези, чтобы выдержать допуски, и уже в конце фрезеровать уступы.

♦ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ...»

Корреспондент. Чувствуете ли вы, что рабочая профессия, в частности ваша, придает человеку какие-то достоинства? В чем они заключаются? Видите ли вы романтические стороны в своей профессии? Что значит для вас овладеть ею в совершенстве?

В. К о б з е в. Настоящий мастер ни от какой работы не откажется. Покажите ему черта, он и черта сделает. Дайте слесарю образец — скажем, микрометр, — он такой же точно сделает без всякого чертежа. Но чем больше ты можешь, чем больше раздвигается твой горизонт,

тем яснее понимаешь, как далек от совершенства. Овладев одной степенью мастерства, стараешься подняться на другую. Знаете, есть прекрасные строчки поэта Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь...» Надо думать, Заболоцкий писал не только о работе. Но где-то, какой-то гранью его стихи касаются и нашей проблемы. Вообще-то я настроен не романтически, но считаю, что нужно вложить в деталь всю ДУшу.

Кстати, о романтике. Уж если о ней говорить, то стоит вникнуть в смысл слова. Романтика — это прежде всего новое, необычное. Ну, например, для фрезеровщика, — точить плоскости, а для токаря — обрабатывать круглые детали. Вот вы говорите о красоте. Мне как-то не приходилось над этим думать. Красота — понятие скорее эстетическое или, в крайнем случае, этическое. Но часто слышишь о ком-то : он красиво работает. Что же такое красота? Еще в ПТУ нас учил мастер Богачев: можно ручку станка крутить, налегая на нее всем телом, а можно одной кистью, свободно, затрачивая минимум усилий. Может быть, в этом и заключается красота труда — в покорении материала, в преодолении той самой «лени души», о которой говорит поэт?

Н. Махонин. Как-то в подшефной школе на улице Юных ленинцев, мы, комсомольцы АЗЛК, помогали проводить конкурс на лучшего токаря. Глядел я тогда на школьников, как работа их захватила, как глаза горят, и думал: красота в самом труде, в его пользе, в творчестве. Из простой болванки ребята делали ручки для кернеров. Не очень мудреный инструмент, но ведь для них все впервые. Это превращение заготовки в инструмент под стать превращению Золушки в принцессу. И то и другое прекрасно.

В. Стукалина. Все это правильно. Но за этими рассуждениями не стоит забывать о самом простом : когда человек видит свою продукцию, видит конкретную вещь, результаты своего труда, преодолевает сложность техники, это тоже возвышает его и само по себе романтично.

Конечно, тут надо говорить о труде конкретном. Я не думаю, чтобы труд грузчика, сам по себе облагораживал его. Наоборот, это очень тяжелая и неблагодарная работа. Но все же она необходима. И если человек добросовестно выполняет порученное дело, то одно сознание этого должно придавать ему профессиональную гордость, даже облагораживать его.

«УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА...»

Корреспондент. Кто вам помог в становлении, в овладении мастерством?

В. Стукалина. Мне везло. В своей жизни я встречала много хороших людей. Один из них — мой бывший бригадир, тетя Ася Концевешкина. Она-то и научила меня работать на заклеечной машине. Когда у меня возникают трудности или сомнения, я всегда вспоминаю о тете Асе: а как бы она в таком случае поступила? Когда я пришла на завод, она была уже пожилой женщиной. И представьте: за три года я ни разу не видела, чтобы она не то чтобы отошла от машины, но хотя бы присела. Неизменно спокойная, доброжелательная, внимательная, она всегда готова была откликнуться, помочь, научить. По-моему, она знала о сахарном производстве все, что можно узнать за тридцать лет работы. На нее мне и хотелось бы быть похожей.

Н. Махонин. Мой наставник Василий Петрович Павленко, бригадир. У него я проходил практику. После окончания ПТУ я целый год работал самостоятельно, но под его наблюдением, рядом с его бригадой. А потом он взял меня в бригаду. Мне кажется, он может сделать любую вещь, любую операцию. Помню, обрабатывал я как-то деталь. А стружка не идет, резец крошится. Тогда подошел ко мне Василий Петрович. Ну, пошумел, конечно... Но резец все-таки заточил по-своему. Я ему: «Ничего не выйдет». А Василий Петрович снова шумит. Поставил резец, пустил станок, показал, как надо работать. Вот я и стараюсь не то чтобы подражать ему, но следовать за ним. Вот даже заводской университет наставников окончил.

В. К о б з е в. Те самые ребята, которые посоветод^лц мне пойти на завод, и стали моими учителями и наставниками: Леша Сурков, Федя Новиков. Конечно, наставник учит не только профессии, но иногда и самой жизни. Но, по-моему, они были скорее моими товарищами, чем учителями. Право же, это здорово, когда ты почти на равных со своими наставниками!

Корреспондент. Что значит коллектив для вас? Что он (коллектив) собою представляет? И просто ли было вам найти в нем свое место?

В. К о б з е в. Коллектив — это сила. Если трудно — поможет, ошибусь — поправит. Чтобы работать в коллективе, надо, так сказать, «видеть поле». Поясню. Футболист, у которого мяч, в доли секунды охватывает взором все поле, оцени

26