Техника - молодёжи 1979-01, страница 26

Техника - молодёжи 1979-01, страница 26

лауреаты премии ленинского комсомола

ДЕЛО

МАСТЕРА

БОИТСЯ...

ВЛАДИМИР ГРЕКОВ, наш спец. корр.

Бытует у молодежи мнение: мол, есть профессии «интересные» и «не очень», или, как говорят социологи, «престижные» и «непрестижные». Как ни странно, к этим последним иные молодые люди относят и самые распространенные — токаря, фрезеровщика, оператора автоматических линий...

Но наверняка, если добиваться совершенства, то и эти специальности окажутся интересными и весьма сложными. Все — в самом человеке, в его отношении к труду, в подходе к делу.

«...Если условия нашей жизни позволяют нам избрать любую профессию, тогда мы можем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство, выбрать профессию, основанную на идеях, в истинности которых мы совершенно уверены», — писал семнадцатилетний К. Маркс в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии». И каким бы делом вы ни занимались, главная из этих идей — польза, которую приносит труд, — постоянно воодушевляет вас. Каждого из нас радует продвижение вперед, познание нового, совершенствование своих способностей.

Об этом и шла речь с нашими собеседниками: москвичами — лауреатами премии Ленинского комсомола. И хотя они занимаются как раз тем самым «неинтересным», по мнению некоторых, делом, они могут повторить вслед за юным Марксом: «Мы... выбрали профессию, открывающую наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и для нашего приближения к той общей цели, по отношению к которой всякая профессия является только средством, — для приближения к совершенству».

Представляем наших собеседников...

Валентина Стукалина, член КПСС, бригадир комсомольско-молодежной бригады имени

XVIII съезда ВЛКСМ, оператор автоматической линии Краснопресненского сахаро-рафинадного завода имени Мантулина. Она секретарь комсомольского бюро смены. Стаж работы — 10 лет.

Николай М а х о н и н, токарь ин-струментально-штампового производства АЗЛК, победитель соревнования в честь 60-летия Октября. Он групкомсорг, член комсомольского бюро цеха, член ЦК ВЛКСМ. На АЗЛК работает четыре года.

Владимир К о б з е в, член КПСС, бригадир фрезеровщиков станкостроительного завода «Красный пролетарий» имени А. И. Ефремова. Он член комитета комсомола завода, капитан сборной команды по футболу и хоккею. Стаж работы — 10 лет.

ПОЮ МОЮ ПРОФЕССИЮ

Корреспондент. По разным мотивам приходят люди на производство. По-разному складываются и их судьбы. Что привело на завод вас? Что знали вы до того о своей будущей профессии?

В. Стукалина. В семье у нас, кроме меня, росло еще трое. Надо было помочь родителям. И мир хотелось повидать. А жили мы в деревне. Вот я и поехала по комсомольской путевке в Сибирь. Потом, когда мама стала звать меня поближе к дому, перебралась в Москву. Работать предложили на са-харо-рафинадном заводе. Я и пошла упаковщицей. Тогда мне, право, это было безразлично. Ведь мне еще предстояло учиться.

В. К о б з е в. О, это очень длинная история. Если коротко, можно объяснить так: наследственность. В разное время на «Красном пролетарии» трудились мой отец, моя мать, старший брат. И квартиру мы получили в заводском доме, построенном к зго юбилею. Поэтому с самого детства меня окружали люди с «Красного пролетария». И когда мне пришлось решать, что делать после 8-го класса, первое слово было за моими друзьями.

Они и посоветовали: «Иди-ка ты, парень, к нам. Веселее будет». Не думайте, что решение было принято так просто. Настал день, и мы всей семьей обсуждали: учиться ли мне дальше в школе, в техникуме, или сразу пойти на завод, или сначала в ПТУ? То было время, когда в некоторых школах еще пугали ребят: будешь плохо учиться — попадешь в ПТУ или в ремесленное училище. Складывалось впечатление, что хуже судьбы, чем попасть в ПТУ, не придумаешь. И все-таки я выбрал ПТУ. Почему? Во -первых, пора было взрослеть,

самому зарабатывать на жизнь. Причина, согласитесь, немаловажная. Во-вторых, лучше прийти на завод с профессией и сразу заниматься делом, а не болтаться в учениках. Таким образом, вопрос — «кем быть?» — постепенно прояснялся: рабочим. Но кем именно? Мой брат сказал так: токарь вытачивает круглые детали, фрезеровщик обрабатывает плоскости. Потом коротко объяснил, как они это делают и зачем это нужно. На том, собственно, и закончилась моя профориентация. Я подумал и пошел учиться на фрезеровщика. Из ПТУ пришел на завод. И не жалею.

Н. Махонин. С детства мне нравились станки. Еще в школе любил вытачивать детали на токарном станке. Да и дядя мой был токарем. Так что, хотя родители и предлагали: учись, я решил стать токарем. В моем тогдашнем представлении токарь мог все — выточить любую деталь, любую вещь. А иногда даже сделать то, что делает обычно фрезеровщик или дол-бежник.

Корреспондент. Понятия «хорошо — плохо», «нравится — не нравится» обычно субъективны. Один мой знакомый токарь, человек неплохой и толковый, говорил так: для меня нет работы интересной или неинтересной, плохой или хорошей, а есть только выгодная и невыгодная. Прав ли он? Можно ли с ним согласиться? Какую работу вы сами предпочитаете? И чем объясняете приверженность именно своей профессии?

Н. Махонин. Мне нравится активная деятельность, нравится делать что-то своими руками. А за станком нужно не только силу приложить, но и подумать, и сноровку проявить. Вообще токарное дело на первом месте в металлообрабатывающей промышленности. Все начинается с токаря: он первым обрабатывает деталь, и уже потом за нее берутся фрезеровщики. Приятно быть первым, не правда ли?

Что же касается заявления вашего знакомого, что тут сказать?.. Вот есть поговорка: «дело мастера боится». Мне хочется стать таким мастером. Но если рассуждать о работе только с той точки зрения, выгодна она или нет, трудно приобрести мастерство. Потому что выгоднее всего обрабатывать большие партии деталей. А это уже не так сложно и интересно, как выполнять мелкосерийные, подчас уникальные заказы.

В. К о б з е в. Скажу попросту: этот ваш рабочий — рвач. Наверняка у каждого токаря, фрезеровщика есть работа, которой он отда-

24