Техника - молодёжи 1979-02, страница 29

Техника - молодёжи 1979-02, страница 29

Ариэля и Титании и от Титании и Оберона должны привести к образованию вокруг Урана шести колец, объединенных в три пары.

Однако другой американский астроном, Айп, считает, что для существования шести колец Урану нужен шестой спутник, еще не открытый астрономами. Пока шла дискуссия, Уран преподнес очередной сюрприз: астрономы Калифорнийского университета обнаружили три новых кольца. Так что теперь их стало восемь.

Каковы же в действительности кольца Урана? Ответ на этот вопрос астрономы надеются получить в 1986 году, когда американский космический аппарат «Вояджер-2» пройдет возле Урана и передаст на Землю сведения об этой планете.

КАК СПАСТИ КОПЕНГАГЕН

Пока весь мир ахал да охал по поводу увеличения наклона Пизан-ской башни, какая-то неведомая науке тварь привела на грань катастрофы целый город — Копенгаген. На протяжении столетий все сколько-нибудь крупные здания в датской столице сооружались на деревянных сваях длиной 3—8 м, забиваемых в песчаный грунт до плотных слоев глины. После этого на сваи укладывались тяжелые камни. И уже на них возводились стены зданий. Такая практика не вызывала никаких осложнений вплоть до недавнего времени, когда вдруг начал оседать знаменитый королевский театр, построенный двести с лишним лет назад. Спасение этого здания обошлось в 2,5—3 млн. долларов. Но только закончились эти работы, как неподалеку от театра начал уходить под землю Амалиенборгский дворец. Укрепление фундамента под ним потребует, по предварительным подсчетам, 3—4 лет и 4 млн. долларов. А тем временем выяснилось, что и другие здания начинают заваливаться.

Городские власти, обеспокоенные катастрофой, тщательно изучили вопрос. Оказалось, что Копенгаген, буквально со всех сторон окруженный водой, испытывает острый недостаток грунтовых вод. Сооружение высотных домов, требующих глубоких котлованов под фундамент, рытье подвалов под гаражи привели к тому, что воду стали отбирать из все более глубоких горизонтов, и уровень грунтовых вод под Копенгагеном стал быстро понижаться. Верхние части деревянных свай обнажились, высохли и стали добычей бактерий и таинственного древесного грибка А.

Об отчаянном положении свидетельствует фантастичность проектов, выдвигаемых для спасения города. Одни предлагают поднять уровень грунтовых вод, искусственно нагнетая воду под весь город. Другие считают, что нагнетать надо не воду, а природный газ, с тем чтобы задушить грибки и бактерии прямо на месте преступления. Третьи настаивают на том, чтобы впрыснуть в пространство вокруг свай под высоким давлением цементный раствор или же просто наглухо заморозить сваи.

Пока обсуждаются эти радикальные проекты, а теоретики-микробиологи изучают обычаи, повадки и свойства коварного грибка, практики-строители ведут дело по старинке. Они подкапываются под фундаменты оседающих зданий, добираются до свай, вручную расшатывают и вытаскивают их и запрессовывают на их места короткие, устанавливаемые один на другой бетонные блоки. Неромантично, трудоемко, дорого, но ведь надо же что-то делать.

ДРУЗЬЯ ПОНЕВОЛЕ

Симпатичные ззерюшки на фотографии — южноафриканские сурки. Они живут в норках семьями, вместе ходят на охоту, помогают слабым и больным. За маленькими в сурочьих семьях ухаживают «няни», и детеныши учатся у взрослых премудростям охоты... У птиц фрегатов отец смотрит за птенцами целых пятнадцать месяцев, а вот у конгони — южноафриканской антилопы — папаша вовсе не обращает внимания на своих малышей. Примерно так же ведет себя и самец тропической рыбы теляпии. Мамаша сама выращивает мальков прямо в пасти.

Почему же одни животные помогают друг другу, а другие относятся к своим товарищам с постыдным равнодушием? Отвечает на эти вопросы социальная этология животных — молодая наука, изучающая поведение птиц, зверей, рыб и насекомых.

Исследователи из Института Макса Планка (ФРГ) предположили, что обмен генами -во многом предопределяет социальные отношения в зверином мире. Проверить эту любопытную гипотезу помогли обычные муравьи: ведь генетический аппарат у них исследовать намного проще, чем у высокоорганизованных животных. Хорошо известно, каким большим почетом пользуются в муравейнике царицы — вокруг них концентрируется

жизнь муравьиных «государств». Ученые заинтересовались особенностями муравьиного матриархата. И тут-то выяснилось, что сестры в муравейнике ухаживают друг за другом ровно в три раза больше, чем за родными братьями. Вскоре «культ прекрасной дамы» нашел довольно прозаическое объяснение.

У муравьев самки рождаются из оплодотворенных яиц, а самцы из неоплодотворенных. Сестры имеют три четверти общих генов, а сестры и братья — лишь одну четверть. Поскольку у муравьих в три раза больше общих генов, нежели у муравьев, то и родственные связи у них, по-видимому, • сильнее. Из этого можно сделать вывод, считают исследователи из Института Макса Планка, что муравьихи чувствуют привязанность к своим сестрам ровно в три раза сильнее, чем к братьям...

Немецкие ученые провели исследования генетических связей и у других видов животных. Во многих случаях оказалось, что благодаря общим генам животные знают не только своих братьев и сестер, но и «кузенов», «кузин» и прочих дальних родственников. И охотно помогают им.

Вместе с генами, ^вероятно, передается информация, которая определяет не только внешний облик животного, его физиологические функции, но и поведение.

У одних животных в этом генетическом коде предопределено внимание к сородичам, а у других _

равнодушие.